1. Г. Крайг приводит два примера ситуаций наблюдения за младенцем. В одной ситуации (а) он лежит на спине туго спелёнутый и обозревает один белый потолок. В другой ситуации (б) голенький малыш в тёплой комнате лежит животом вниз на обнажённом животе матери (Крайг Г., 2000, с.208). Что Вы можете сказать, в общем, о результатах наблюдения за поведением младенца в обеих ситуациях? Начните со слов: «Думаю, что в рез-те наблюдений в сит. «а»... А в рез-те набл-й в сит. «б»...» Какое поведение может быть зафиксировано исследователем?
2. Как успокоить кричащего младенца? Начните со слов: «Думаю, что среди эффект. способов успокоить младенца можно назвать...» Какие способы? Какие способы успокоения младенца Вы знаете?
3. Младенцы различаются (а) по длительности привыкания к новому звуку, например, к шуму работающего вентилятора. Они также различаются (б) по интенсивности физиологических реакций на одно и то же изменение шума от вентилятора. Закончите оба следующих высказывания:
«3а) Думаю, что в длительности привыкания к новому звуку проявляются... П. что...»; «3б) А в интенсивности реакции на изменение привычного звука проявляются... П.что...» Какие жизненные проявления темперамента актуальны в обоих случаях? Аргументируйте оба своих ответа.
4. Между 5-ю и 7-ю мес. (а иногда и позже) ребёнку нравится бросать игрушку и ждать, когда взрослый её подаст ему, а затем снова бросать... Некоторые взрослые даже сердятся при этом. Каковы вероятные причины (а) такого поведения ребёнка и (б) вероятного раздражения взрослых?
«4а) Младенец снова и снова бросает игрушку, кот-ю ему возвращает взрослый, п. что...» Почему?
«4б) Некот-е взрослые раздражаются, когда ребёнок снова и снова бросает игрушку, п. что...» Почему?
5. Годовалый ребёнок умеет отодвигать задвижки, открывать ящики, включать электроприборы, открывать окна, засовывать мелкие предметы в розетку... Какие общие выводы из этого следуют (а) для взрослых вообще и (б) для матери и/или няни такого ребёнка? Начните свои ответы по аналогии с предыдущими высказываниями.
Дополнительная литература к лекции
Кулакова Н.И. Развитие ребёнка в первый год жизни. Советы Монтессори-педагога / Н.И. Кулакова. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА; СПб.: Прайм-Еврознак; Владимир: ВКТ, 2009.
__________________________________________
Возможная литература для подготовки самостоятельной работы:
1. Приведите примеры опережающего развития ориентировки в формировании психических процессов и поведения ребенка.
1. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. 1991 г.
2. Баллон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967 г.
3. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1979 г.
4. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. и др., Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. – М., 2002 г.
5. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.
6. Венгер Л. А. Формирование зрительного соотнесения формы на основе практических действий с предметами у детей преддошкольного возраста //Вопросы психологии. 1964. № 1.
7. Вопр. Психол. 1987 г. № 3. Ст.: Роль общения со взрослыми в развитии предметно-манипулятивной деятельности ребенка на первом году жизни.
8. Вопр. Психол. №5 стр. 78-85 Ст. Личностные новообразования у детей в период кризиса 3 лет.
9. Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 3. С. 143 -144.
10. Выготский Л. С. Мышление и речь. Гл.3.// Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 2. С. 80-89 (критика концепции В. Штерна), гл. 5, С.3-14, 21-32, 37-38
11. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка. Собр. Соч. Т. 6.
12. Выготский Л.С. Развитие воображения в детском возрасте. М., 1967 г.
13. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т.4. Статьи «Кризис 3 лет» С. 340-375, «Младенческий возраст» С. 269-318., «Ранний возраст»
14. Гальперин П. Я. Функциональные различия между орудием и средством // Психология как объективная наука. Воронеж, 1997.
15. Гальперин П.Я. введение в психологию. М. 1976 г.
16. Гальперин П.Я. К вопросу об инстинктах у человека. // Хрестоматия по детской психологии. / Под ред. Бурменской Г.В., М. 1996 г.
17. Гаспарова Е.М. Роль социального опыта в игре детей раннего и дошкольного возраста. Вопр. Психол. 1984, №6, стр. 38-42
18. Гаспарова Е.М. Роль социального опыта в игре детей раннего и дошкольного возраста// Вопросы психологии. 1984. № 6. С. 38-42.
19. Гуськова Т. В., Елагина М. Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет //Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 78-85.
20. Дети, лишенные родительского попечительства. Хрестоматия /Под ред. В. С. Мухиной. М., 1991.
21. Заззо Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды. Вопр. Психол. 1967 г. №2
22. Запорожец А. В. Основные проблемы онтогенеза психики / Избр. психол. труды: В 2 т. М., 1986. Т. 1.
23. Искольдский Н.В. Исследование привязанности ребенка к матери // Вопросы психологии. 1985. № 6.
24. Искольдский Н.В. Исследование привязанности ребенка к матери. Вопр. Психол. 1985 г., № 6
25. Касаткин Н.К. Очерк развития ВНД у ребенка раннего возраста. 1961 г.
26. Китяковская М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. М. 1970 г.
27. Лангмейер И., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984. С. 47-48, 64-73, 244- 253.
28. Лисина М.И. Проблемы и задачи исследования речи у детей; Формирование личности ребенка в общении; Основные проблемы изучения ребенка первого года жизни в зарубежной психологии//Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.; Воронеж, 1997.. С. 272–284.
29. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986.
30. Лисина М.И., Эльконин Д.Б. Вопросы психического развития // Вопросы детской и педагогической психологии на 18 Международном конгрессе психологии /ред. А.А. Смирнов/ М. 1969 г.
31. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Под. ред. Мухиной В.С. М. 1991 г.
32. Лурия А.Р. Значение опыта Соколянского. // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Ч.1
33. Мухина В.С. Детская психология.
34. Новоселова М.И. Развитие мышления в раннем возрасте. М. 1978
35. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2006
36. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000. С. 62-64,110 С. 64-66, 121.
37. Развитие личности ребенка. Под ред. Фонарева. 1987 г.
38. Смирнова Е.О., Рошка Г.Н. Роль общения со взрослыми в развитии предметно-манипулятивной деятельности ребенка на первом году жизни //Вопросы психологии. 1987,№ 3.
39. Фигурина Л.Н., Денисова М.П. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года. М., 1961. С. 3–13.
40. Филиппова Г.Г. Сравнительно-психологическое исследование комплекса оживления / Вопросы психологии. – 1998. – № 6.
41. Хрестоматия по детской психологии. Под ред. Г. В. Бурменской. - М., 1996. Или: Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Ред.-сост. к.психол.н., Г.В.Бурменская / Изд.2-е. – М., 2005.
42. Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1960. Гл. 1. С.5–22., Гл. 3. С. 23-80; Гл. 4. Ч.2., Ч. 2. Гл. 5. С. 93–137.
43. Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем возрасте. Вестник МГУ, 1978 г. №3 или в кн. Избр. Психол. Исследования. М. 1978
44. Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве// Избр. психол. труды. М., 1989.С. 130-!41
45. Эльконин Д.Б. Избранные труды. М. 1971 г.
46. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. С. 151-157. 92-94, 158-166.