Этапы развития психологического знания и их основное содержание

1 этап (более 2000 лет назад) – Первые представления о психике имели анимистический характер, наделявший каждый предмет душой. Психология как наука о душе. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. 2 этап (XVII век) – Психология как наука о сознании. Возникла в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основной метод изучения – интроспекция. 3 этап (XX век) – Психология как наука о поведении. Задачи психологии – наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека. Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались. 4 этап (современный) – Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир. Основой современной российской психологии является закономерное осмысление теории отражения.

Основные теории, научные школы и концепции современной психологии.

Бихевиоризм – направление в зарубежной психологии, отрицает сознание как предмет научного исследования и сводит психику к различным формам поведения, являющегося результатом ответа организма на воздействия внешней среды. Фрейдизм (психоанализ) – основывается на положении о том, что поведение человека определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным. Гештальтпсихология – направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX века и предусматривающее программу изучения психики с помощью целостных структур – гештальтов – первичных по отношению к своим компонентам. Гуманистическая психология. Индивидуальность рассматривается как интегративное целое, в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий. Когнитивная психология – одно из современных направлений исследования в психологии, объясняющее поведение человека на основе знаний и изучающее процесс и динамику их формирования. Отечественная психология – Психика рассматривается как субъективное отражение объектного мира, порожденная реальной практической деятельностью человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: