Методы психологических исследований. Краткая характеристика методов

Методы – это способы, посредством которых познается предмет науки. Выделяют 4 группы методов: 1) организационные; 2) эмпирические; 3) методы обработки данных и методы коррекции.

Организационный метод: 1) сравнительный; 2) лонгитюдный (продольный); 3) метод поперечных срезов. 1) Лонгитюдный – это многократное обследование одних и тех лиц на протяжении длительного времени, цель этого метода – регистрировать соматическое и психическое развитие личности. 2) Метод поперечных срезов состоит в том, что заключения об особенностях развития делают на основании исследований одних и тех же характеристик в сравниваемых группах людей различного возраста, разных уровней развития с различными свойствами личности. Основное преимущество состоит в том, что присутствует быстрота исследования – возможность получения в течение короткого времени результатов. 3) Сравнительный метод заключается в рассмотрении отдельных механизмов поведения и психологических актов в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов. Эмпирические методы – наблюдение за отдельными фактами, их классификация, установление закономерных связей между ними; включает в себя наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий); психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседы); анализ продуктов деятельности; биографический метод. 1) Наблюдение – наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение; 2) Самонаблюдение – это познание собственной психики, осуществляемое опосредованно через наблюдение внешней деятельности; 3) Экспериментальные методы – это исследовательская деятельность в целях изучения причинно – следственных связей, которая предполагает: а) исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него; б) экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление; в) эксперимент устанавливает допускающие математическую формулировку количественные закономерности; Экспериментальные методы: лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий. Естественный эксперимент – сочетание экспериментальных исследований с естественностью условий. Лабораторный – характеризуется применением специального лабораторного оборудования, дающего возможность точно фиксировать количество и качество внешних воздействий и вызываемых ими психических реакций. Констатирующий метод – это эксперимент, устанавливающий наличие какого – либо непреложного факта или явления. Цель такого эксперимента - измерение наличного уровня развития, получение первичного материала для организации формирующего эксперимента. Формирующий - активное формирование или воспитание тех или иных сторон психики, уровней деятельности. Цель - обучение каким – либо знаниям, умениям, навыкам; формирование тех или иных качеств личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: