Нравственные регулятивы методологической позиции

Для Аристотеля нравственным регулятивом (ценностной ориентацией, этической нормой) была идея Блага, для Ф.Бэкона – идея Природы, согласно законам которой нужно жить и действовать; для большинства людей таким регулятивом является идея Бога.

Методологическая позиция требует от стремящихся занять ее выполнения особых норм нравственного действия, которые соблазнительно счесть и общечеловеческими: публичность, открытость для критики и разборки, демонстративность (закрепление сказанного в схеме), коммуникация (учет форм понимания слушателей и оппонентов). Есть и технические требования к организации работ: осознание и проверка в мыслительной имитации последствий возможных высказываний и действий, учет в ситуации интересов ближайшего окружения и планов совместного продолжения работ.

Методологическая рефлексия и мышление в связке обеспечивают два принципиально разных процесса (см. нашу схему). Один из них – от мышления к рефлексии – называется организация, второй – от рефлексии к мышлению – артификация (“об-искусствление”).

Организация есть употребление сконструированных мыслеформ как план-карт для перестройки систем деятельности и разных форм социальной организации. Конструкция понятия должна быть положена в практику как оргпроект (оргдеятельностная схема) и тем самым сотворить новые структуры функционирования (учебный план, финансовый институт, экспериментальную площадку и т.д.). Извне можно назвать этот процесс захватом мыслеформами материала деятельности и людей.

Артификация есть движение от рефлексии ситуаций целевой практической деятельности к пополнению арсенала мыслеформ экстрагированным опытом ошибок. Извне это есть обискусствление и перевод в инструментальную функцию того, что складывается естественным образом в ходе реализации наших оргпроектов.

У читателя с научным мировоззрением уже наверняка возник вопрос о критериях ошибочности и правильности и о соответствующих аналитических средствах. Ответ прост, хотя и не тривиален: всякое действие по реализации наших оргпроектов должно рассматриваться как ошибочное и анализироваться в этой ориентации. При этом сознание получит возможность бодрствовать, а аналитик сможет постоянно проверять свой аналитический арсенал и увеличивать его различительную мощь.

Методологическая позиция постоянно организует и артифицирует опыт ошибок и в этом состоит ее культурная миссия и социальное назначение.

Получается, что если следовать этим нравственным регулятивам, то со стороны, для представителей других формаций мышления, методолог будет всегда выглядеть экспансионистом, имеющим таким образом организованную волю и такой образ жизни, которые затрудняют (а иногда делают и невозможной) его “нормальную” жизнь в “нормальной” организации. Как им объяснить, что у него тоже нормы есть, правда, иные?...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: