Практика

Основные цели компетентного подхода

1.Исследование и разработка методики оценки уровня компетентности специалиста.

2. Нахождение стандартных процедур оценки компетенций с целью построения индивидуального профиля в динамике его становления и развития.

3. Оценивание уровня сформированности компетенций.

Задачи

1. Модель специалиста

2. Оценка базовых знаний

3. Межличностные отношения

4. Оценка состояния группы

5. Динамическое состояние группы

6. Текущая модель специалиста

7. Динамический мониторинг

Теория

Анализ литературных источников показывает, что проблемы профессионализма прорабатываются достаточно давно, являются предметом теоретических разработок, постоянно актуальны и требуют новых решений в связи с меняющимися и постоянно растущими требованиями подготовки специалистов.

Моделирование при изучении проблемы подготовки (обучения) специалистов требует совместного рассмотрения профессиональной деятельности, к которой готовят студентов (моделей деятельности и личности специалиста), и содержания и технологий обучения (моделей подготовки). В качестве таких моделей традиционно представляются или квалификационные характеристики (требования к умениям, знаниям и личностным качествам специалистов), или учебные планы и программы (содержание подготовки и комплекс учебных задач, обеспечивающих формирование системы знаний, умений, способствующих выработке профессионально значимых личностных качеств).

В последнее время в связи с ориентацией на подготовку и обучение высококомпетентностной конкурентоспособной личности специалиста, что согласовывается и с требованиями работодателей, меняется и структура модели специалиста на компетентностно-ориентированную. Развитие работ по формированию моделей специалистов и примеры разрабатываемых моделей представлены на рис. 1.

Модель выходных знаний выпускника, разрабатываемая с учетом требований предприятий. Составление оптимальных учебных планов на основе модели знаний выпускника. Хейстер И. М. (1969) Модели, представляющие собой профессиограммы, содержащие: 1) профессионально-техническую характеристику специальности; 2) профессионально- педагогическую характеристику. Таукач Г. Л. и др. (1976)   Модель паспорт специалиста как описание объектив- ных требований. Сигов И. И. (1974)
Модель процесса подготовки специалиста – отражение учебных планов, программ и других документов, описывающих и регламентирующих процесс подготовки в вузе. Построение модели предполагает установление: функциональной сущности специалиста; широты его профессионального профиля; профессиографических характеристик; экспертных оценок и прогнозов развития деятельности; схемы учебных дисциплин определенного профиля. Лавриков Ю. А. (1973)
Модель описательного аналога, отражающего основные характеристики изучаемого объекта, которым является обобщенный образ специалиста определенного профиля. Смирнова Е. Э. (1977) Модель формирования конкурентоспособного специалиста. Системная совокупность взаимосвязанных элементов. Формирование нового статуса специалиста как конкурентоспособного субъекта профессиональной деятельности. Тенилов Е. А. и др. (2005)
Модели специалиста на основе компетентностного подхода Мартынова В. А., Лопес Е. Г., Зайцева О. Е. и др.

Рисунок.1

Компетентность может являться показателем качества подготовки выпускника в процессе обучения к будущей профессиональной деятельности, поэтому необходимо искать способы количественных оценок качества подготовки.

Выделяются различные виды компетентностей: социальные, специальные, личностные, а также их составляющие, такие как операционально-технологические, мотивационные, поведенческие, ценностно-смысловые и др. Компетентность характеризуется определенным набором компетенций, которые принято рассматривать как сумму знаний, умений и поведенческих навыков, необходимых для выполнения определенных задач. Отмечается сложность и неоднозначность трактовки понятий «компетенция», «компетентность» и основанного на них понятия «компетентностный подход». В литературе (Л. Д. Давыдов, Э. Ф. Зеер, Т. С. Зеленецкая, И. А. Зимняя, Дж. Равен, Ю. Г. Татур, и др.) большое внимание уделяется рассмотрению таких понятий, как «профессиональная компетентность», «информационно-коммуникативная компетентность», «педагогическая компетентность» и др. В общенаучном плане компетентность трактуется в разных аспектах.

В данной статье под компетентностью будем понимать способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Ряд исследований, разрабатывает словари профессиональных компетенций, модели компетенций, классификации, базы данных компетенций, методы оценки компетенций, численные критерии компетенций с целью различения «превосходного и среднего исполнения» работы в определенных видах деятельностей и должностей, но в этих работах отсутствуют способы выявления компетентностей высокого уровня, измерительные модели, системы оценивания.

Отмечен рост числа вопросов, нуждающихся в разъяснении и осмыслении, и отсутствие «развернутой диагностики реальных компетенций» в существующих работах. В анализируются оценочные средства для контроля качества компетенций выпускников и отмечается их принципиальное отличие от оценочных средств, предназначенных для контроля знаний, умений, навыков (ЗУН), приобретаемых студентом. Главное отличие, по мнению авторов работы, состоит в том, что все приобретаемые студентом компетенции являются «интегральными, комплексными характеристиками уровня его универсальной и профессиональной квалификации». Основным видом объективной оценки компетенций выпускника является итоговая государственная аттестация (ИГА), включающая государственный экзамен и выпускную квалификационную работу (ВКР). Предложено использовать структурные матрицы оценки компетенций выпускников и отмечено, что «проектирование комплексных оценочных средств для контроля качества подготовки выпускников при реализации многоуровневых программ ВПО, основанных на компетентностном подходе, является сложной, многокомпонентной задачей».

Таким образом, основным противоречием в данной сфере является противоречие между интенсификацией компетентностной сферы обучения и отсутствием механизмов оценки качества подготовки специалистов в соответствии с предъявляемыми современными требованиями.

На данный момент самая актуальная проблема заключается в необходимости выявления механизмов оценивания степени сформированности компетентности специалиста в процессе его обучения с целью выработки способов дальнейшего управления учебным процессом. Практическое применение компетентностного подхода требует всестороннего анализа и формализованной постановки задачи.

Основная задача компетентсного подхода - исследование и разработка методики оценки уровня компетентности специалиста, нахождение стандартных процедур оценки компетенций с целью построения индивидуального профиля в динамике его становления и развития и оценивания уровня сформированности компетенций.

Один из подходов к методике оценивания уровня сформированности компетенций следующий.

Формальная обобщенная модель специалиста была представлена в виде следующего кортежа:

К = <Зн, Ум, Н, Сп, Кач>, (1)

где Зн – уровень знаний, имеющихся у специалиста; Ум – умения, которыми обладает конкретный специалист (в том числе и умение получать, а не генерировать новые знания); Н – навыки; Сп – способности; Кач – личные качества конкретного специалиста.

С учетом компетентностного подхода модель (1) принимает следующий вид:

К = <Комп, Сп, Кач>,

где Комп – компетенции, относящиеся к конкретной специальности и направлению подготовки.

Введем следующие обозначения.

Число предметов, преподаваемых студенту – N, вектор успеваемости a=(, ,….., ), число формируемых компетенции – M, вес (значимость) компетенции по мнению i-го заказчика (например, работодателя) = (,…., ), 0, =1.

Пусть имеется матрица-результат важности (вкладов, нормированных по сумме) предметов в формирование компетенций

где -важность i-го предмета в j-ю компетенцию =1, =N.

На основании вектора оценок по предметам и важности (вкладов) предметов в компетенции можно получить оценки по компетенциям по следующей формуле:

= * ,

Таким образом, получаем оценки компетенций j-го студента (обучаемого):

Где ,p=1….M частная оценка j-го студента.

«Привлекательность» j-го студента (выпускника) для i-го заказчика (работодателя) может быть оценена обобщенным показателем, рассчитываемым по формуле:

= * ,

Для получения матрицы С разработана следующая методика, основанная на мнениях конкретных экспертов.

Пусть по каждому j-му предмету имеется экспертов L=

Тогда информация от i-го эксперта о «вкладах» p-го предмета во все компетенции i=(1, 2,…., ) представляет собой нормированный вектор = (,…, ), =1. Для последующего комплексирования мнений экспертов будем учитывать значимость эксперта p-го предмета по каждой оцениваемой им компетентности, сформировав вектор компетентности для каждого i-го эксперта = (,…., ), 0 1.

Сформировать строку обобщенных мнений экспертов с учетом их значимости можно несколькими способами.

Наиболее удобными представляются следующие два варианта свертки.

Вариант 1:

Вариант 2:

Результат: разработан метод оценки компетенций и «привлекательности» специалиста для работодателя, а также методика получения важности вкладов предметов в компетенции на основании мнений экспертов с учетом их значимости.

Практическая реализация: разработан и проходит опытную эксплуатацию программный инструментарий ОнтоМАСТЕР-ЭКСПЕРТИЗА, входящий в комплекс программных средств мониторинга процесса обучения, позволяющий собирать и анализировать информацию от экспертов по соответствующей специальности и направлению обучения в соответствии с утвержденным перечнем компетенций.

Инструментарий обеспечивает получение информации от экспертов по формированию компетенций в соответствии с утвержденным перечнем, получение информации о текущем уровне сформированности компетенций как интегральной характеристики специалиста и его потенциальных возможностях с целью предоставления информации рекомендательного характера для его дальнейшей учебной и профессиональной деятельности. В результате применения программного инструментария формируется интегрированный комплексный показатель уровня сформированности профессиональных компетенций в виде профиля в динамике его формирования на каждой стадии обучения. По полученному профилю возможно определить, соответствует ли уровень сформированности профессиональных компетенций

специалиста уровню, требуемому для успешного выполнения определенной работы в соответствии с требованиями работодателей.

Практика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: