Классификация, функции и формы государственного кредита. Влияние государственного кредита на состояние денежного обращения

Государственный кредит – совокупность кредитных отношений, в которой одной из сторон выступает государство, с другой – юридические и физические лица. Оношения по государственному кредиту осуществляются по следующим направлениям:

· мобилизуемые средства рассматриваются как финансовые ресурсы государства.

· расчеты за кредиты, выплата процентов за них производится за счет средств бюджетов.

Основной формой государственного кредита являются государственные займы, представляющие собой кредитные отношения, в которых государство выступает главным образом в качестве должника. Международный кредит – это займы, предоставляемые государством, банками, государствам, банкам других стран. Государственный долг – это сумма задолженностей по выпущенным и непогашенным государственным займам. К формам государственного долга относятся:

· задолженность Национальному банку по кредитам.

· долг по займам у населения.

Государственный кредит различаются по видам: внутренний, внешний (международный), условный.Во внутреннем кредите государственно-кредитные отношения возникают между правительством, местными органами власти, предприятиями, организациями и населением данной страны с разносторонних позиции: и как заемщиков, и как кредиторов.

В международном кредите в отношения вступают правительства, банки, компании других государств, а также международные финансово-банковские организации - с другой. Сторона, представляющая (дающая) кредит, разными негативными причинами: кризисными ситуациями, потерей доверия к государственным ценным бумагам, чрезвычайными обстоятельствами.

Операциями государства, противоположными привлечению денежных средств в распоряжение правительства, местных органов, являются предоставления кредитов с их стороны юридическим и физическим лицам. Эта форма кредита называется государственными (казначейскими) ссудами и предназначена для поддержки предприятий, организаций в случае их неотложной потребности в денежных ресурсах при финансовых затруднениях ли недостаточности средств для развития. Как правило, в их числе предприятия приоритетного хозяйственного, социального, научного значения и ссуды предоставляются им на льготных условиях, а именно - с более длительными сроками возврата и под проценты, ниже сложившиеся на рынке ссудных капиталов.

Вступая в кредитные отношения, государство вольно невольно воздей­ствует на состояние денежного обращения, уровень ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Со­знательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту иную финансовую политику.

Государство регулирует денежное обращение, размещая за­ймы среди различных групп инвесторов. Мобзуя средства физических лиц, государство сжимает их платежеспособный спрос. Тогда если за счет кредита профинансируются производ­ственные затраты, например, инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподава­телей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменения.

Напротив, если государственный долг финансируется за счет привлечения накоплений юридических лиц, а полученные сред­ства направляются на выплаты населению, количество денег в обращении возрастает.

Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, госу­дарство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процен­та, тем более дорогим кредит становится для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопление в виде приобретения государственных ценных бумаг.

До определенных пределов этот процесс не оказывает сущес­твенного негативного влияния на производство. В том случае, если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие будет равняться нулю до их полного поглощения. Только после этого активность государства на финансовом рынке вы­разится в росте ссудного процента, а отвлечение государством значительной доли денежных накоплений для непроизводитель­ного использования существенно замедлит темпы экономического роста.

Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары националь­ного производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. В промышленно раз­витых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта продукции производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством креди­тов, предоставляемых банками согласно соответствующим программам.

Размер государственной задолженности Казахстана на момент 2 октября 2014 года вышел на отметку 5 трлн. 190 млрд. тенге, что на 17 % выше, чем было зафиксировано в начале текущего года. из которых к внутреннему долгу относится сумма в 4 трлн. 237 млрд. тенге, в то время как внешний достиг 916 млрд. 700 млн. тенге. Долговые обязательства Нацбанка РК составили 20 млрд. 800 млн. тенге, а местных властей – 15 млрд. 500 млн. тенге.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: