Принятие Христианства Русью и исторические последствия этого события

БИЛЕТ

Русский относится к индоевропейской группе языков. Изначально индоевропейцы селились в Анатолие (Восточная Турция), и по мере развития часть племён пошла в Индию, а часть в Иран, а часть двинулась на Европейскую равнину. К I тысячелетию н.э. известно образование Балто-славянской языковой общности, а к середине века выделяется праславянская община. Прародина славян – территория Карпатских гор. В III-VI вв. – великое переселение народов, когда многие племена перемещались в поисках свободных пастбищ в другие места благодаря пассионарности. Они переходят на юг, восток, северо-восток, т.к. с севера подпирают германские племена – готы. На своём пути они встречают другие этносы (исторически сложившиеся устойчивые группы людей со своим языком, территорией, особенностями психического склада): финнов, балтов, тюркские народы.
Первые государственные преобразования – греческие колонии Причерноморья, Скифское государство, Хазарский Каганат. Хазарам, которые находились между Волгой и Доном, другие племена должны были платить дань, в том числе славянские племена, которые подтягивались на эту территорию. Хазары исповедовали иудаизм, а славяне были язычниками. Готы, гунны, авары, саматы, финны, норвежские племена, норманны, скандинавы встречались славянам по мере продвижения на восток. Т.о. складывается этногенез, т.е. процесс сложения новой этнической общности на базе различных ранее существовавших этнических компонентов, последние при этом либо теряют свою специфику, либо сохраняют, но чистого этноса нет. С VII в. по IX в. идёт процесс формирования у славян средневековых догосударственных образований.
У славян преобладал эволюционный тип общественного развития, была военная демократия, общество имело 3-х ступенчатую структуру: I – племя, II – союз племён, III – суперсоюз племён. Общественная жизнь регулировалась традициями. Существовал Верховный орган – Вече, на котором избирались старейшины. Известно выделение знати: жрецы, Совет старейшин, военный предводитель- вождь. К началу IX в. сформировалось 2 крупных протогосударственных (прото=до) объединений славян.

I – поляне (Киев – центр): первые киевские князья Кийщек и Хориф, сестра Лыбедь.
II – северяне, в районе озера Ильмень (славяне+финны).
В середине IX в. эти племена обращаются к скандинавским племенам (норманнам): «Богата земля наша и обильна, но порядка в ней нет, придите и правьте нами по правде». Т.о. пришёл Рюрик с 2 братьями, который впоследствии становится родоначальником династии киевских князей. Потомок Рюрика Олег объединяет Киев и Новгород, и с момента объединения 2-х регионов начинается история древнерусского государства.
Основным занятием восточных славян было земледелие. На севере господствовала подсечно-огневая система земледелия. Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, заступ, серпы. В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. Здесь использовали орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки. Другими занятиями славян были скотоводство, рыболовство, охота, бортничество, выращивание технических культур.
Большую роль в жизни древнерусской деревни играла община. К моменту образования государства у восточных славян родовая община сменилась территориальной общиной. В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. Другая часть путем подчинения соседских общин феодалам была захвачена их дружинниками и князьями. Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати государству, которое по отношению к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал.
В большинстве случаев города строились на торговых путях (путь «из варяг в греки», Волжский торговый путь). Ремесленная часть города называлась посадом, а отдельные её районы, населённые, как правило, ремесленниками определенной специальности, - слободами.
Во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка – “нарочитые люди”, “лучшие мужья”. Существовало ополчение. Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина, которая делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники собирали с покоренных племен дань. Такие походы за данью назывались “полюдье”.
Древние славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Славянские боги олицетворяли разнообразные силы природы или отражали социальные и общественные отношения того времени. Важнейшими богами были Перун – бог грома, молнии, войны; Сварог – бог огня; Велес – покровитель скотоводства; Мокошь – богиня, оберегавшая женскую часть хозяйства. Особо почитался бог солнца, который у различных племён назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос, что говорит об отсутствии устойчивого межплеменного единства.

Восточные славяне в древности
Предки славян, так называемые праславяне, принадлежали к древнему индоевропейскому единству, населявшему громадную территорию Евразийского материка. Постепенно среди индоевропейцев выделяются родственные племена, близкие по языку, хозяйственной деятельности, культуре. Одним из таких племенных объединений и стали славяне. Ареал их расселения в Центральной и
Восточной Европе - от Одера на западе до Днепра на востоке, от Прибалтики на севере до Европейских гор (Судеты, Татры, Карпаты) на юге.
В VI-VII вв. славяне находились на последней стадии развития общинно- родового строя. Основа социальной организации - патриархальная семейная община. Государства еще нет, управление обществом осуществляется на принципах военной демократии: она означала власть избираемых военных вождей
(князей) при сохранении власти старейшин и остатков первобытного коллективизма и демократии. Все вопросы решают народное собрание свободных общинников, жрецы и военные вожди, принадлежащие к зарождающейся родоплеменной знати, которая все более выделяется из основной массы общинников имущественным положением.
Города возникали или как оборонительные центры, или как места торга и центры ремесла.
Древнейшими крупными, хорошо укрепленными русскими городами были:
Ладога на Волхове, Новгород, Псков, Киев, Полоцк и др.
Хозяйственная деятельность восточных славян основывалась на земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве. Позднее стало развиваться ремесло.
Земледелие являлось главной отраслью хозяйства. Основными сельскохозяйственными культурами были пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиха, лен, конопля и др. Во второй половине первого тысячелетия нашей эры на смену подсечному земледелию постепенно пришло пашенное с железными лемехами плугов. Активное использование железа позволило производить излишки сельскохозяйственной продукции для обмена с другими народами. Культивировались: рожь, ячмень, овес, лен и др.
Ремесло отделилось от земледелия в VI - VIII вв. н. э. Особенно активно развивались железная и цветная металлургия, гончарное дело. Только из стали и железа славянские мастера производили свыше 150 видов различных изделий.
Промыслы (охота, рыболовство, бортничество - сбор меда диких пчел и др.), домашнее скотоводство также занимали видное место в хозяйстве восточных славян.
Торговля между славянскими племенами и с сопредельными странами, в первую очередь с восточными, отличалась высокой активностью. Об этом свидетельствуют многочисленные находки кладов арабских, римских, византийских монет и украшений.
Главные торговые пути проходили по рекам Волхову-Ловати-Днепру
(путь "Из варяг в греки"), Волге, Дону, Оке. Товарами славянских племен были меха, оружие, воск, хлеб, рабы и др. Ввозились дорогие ткани, украшения, пряности.
Быт славян определялся характером их деятельности. Они проживали оседло, выбирая для поселений труднодоступные места или возводя вокруг них оборонительные сооружения. Жилище представляло собой полуземлянку с двух- или трехскатной крышей.
Верования славян свидетельствует об их громадной зависимости от условий окружающей среды. Славяне отождествляли себя с природой и поклонялись силам ее олицетворяющим: огню, грому, озерам, рекам, и т. д. и не знали исторического времени. Обожествление могущественных сил природы
- солнца, дождя, грозы - отразилось в культах бога неба и огня Сварога, бога грозы Перуна, обрядах жертвоприношений.
О культуре славянских племен известно немного. Дошедшие до нашего времени образцы прикладного искусства свидетельствуют о развитии ювелирного дела. В VI-VII вв. возникает письменность. Существенной чертой древнерусской культуры является религиозно-мистическая окраска почти всех ее проявлений. Повсеместно распространен обычай сожжения умерших, возведение над погребальными кострами курганов, куда складывались вещи, оружие, пища. Рождение, свадьба, смерть сопровождались особыми обрядами.

БИЛЕТ

2. Образование Древнерусского государства, этнические и геополитические особенности процесса. Соседи Руси.
Государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех законы, обладает суверенитетом.
К IX в. у восточных славян сложились предпосылки к образованию государства.
Экономические: переход к пашенному земледелию, отделение ремесла от земледелия, сосредоточение ремесла в городах, начало торговых отношений, преобладание свободного труда над рабским.
Политические: потребность родоплеменной знати в аппарате защиты своих привилегий и захвате новых земель, формирование славянских племенных союзов, достаточный уровень организации, угроза нападения внешних врагов.
Социальные: смена родовой общины на соседскую, возникновение соц. Неравенства, наличие патриархальной формы рабства.
Духовные: общая языческая религия, схожие обычаи, обряды, общественная психология.
Летописец отмечает (под 862 годом), что славяне сумели изгнать варяг за море. Но вскоре между ними вспыхнула распря, “и пошел род на род и воевати почаша сами на ся”. (Скорее всего, в летописи нашло отражение соперничество племенных союзов Севера и их знати, между которой шла т.н. “борьба престижей”). В этих условиях, не желая отдавать первенство кому-либо из своих, славяне и финно-угры со словами: “ Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидете княжить и володеть нами” решили обратиться к соседям-варягам, называвшимися русью, и их князю - Рюрику, с братьями Синеусом и Трувором. Приглашение было принято, Рюрик сел в Новгороде, Синеус - в Белоозере, Трувор - в Изборске. Через два года после смерти братьев Рюрик стал править единолично. В 882 году его преемник князь Олег хитростью захватил Киев, убив правивших там Аскольда и Дира - норманнов, ушедших ранее от Рюрика. После этого он освободил славянские племена от хазарской дани и подчинил своей власти.
Норманская теория. Эти данные легли в основу т.н. “норманской теории”, разработанной в ХVIII в. немецкими учеными на русской службе. Ее сторонники приписывали создание государства варягам, давшим ему и свое имя - “Русь”. Крайние норманисты делали вывод об извечной отсталости славян, якобы не способных к самостоятельному историческому творчеству. Некоторые дореволюционные и большинство советских историков, правда, с разных методологических позиций, оспаривали эту теорию. Так, академик Б.А. Рыбаков доказывал, что варяги появились в Восточной Европе тогда, когда Киевское государство (возникшее, якобы, в VI в.) уже сложилось и использовались лишь как наемная военная сила. Летописные сведения о мирном “призвании варягов” он считал поздней, вымышленной под влиянием политической конъюнктуры, сложившейся в Киеве в эпоху правления Владимира Мономаха, вставкой. “Русь” же, по его мнению, - производное от реки Рось.
Современные исследователи пришли к следующим выводам: процесс складывания государства начался до варягов, сам факт их приглашения на княжение свидельствует о том, что эта форма власти была уже известна славянам; Рюрик - реальная историческая личность, будучи приглашенным в Новгород на роль арбитра и, может быть, защитника от “заморских варягов” (свеев), захватывает власть. Его появление в Новгороде (мирное или насильственное) никак не связано с зарождением государства; норманнская дружина, не обремененная местными традициями, активнее использует элемент насилия для сбора дани и объединения славянских племенных союзов, что, в определенной степени, ускоряет процесс складывания государства. Одновременно происходит консолидация местной княжеско-дружинной верхушки, ее интеграция с варяжскими дружинами и славянизация самих варягов; Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли (при Олеге Киев стал столицей объединенного государства-882 г.; был основан на землях полян) и сведя воедино путь “из варяг в греки”, подвел экономическую базу под складывающееся государство; этноним “русь” северного происхождения. И хотя летопись относит ее к одному из норманнских племен, но, скорее всего, это собирательное имя (от финского ruotsi - гребцы) под которым скрывалась не этническая, а этносоциальная группа, состоящая из представителей различных народов, занимающихся морским разбоем и торговлей. Тогда, с одной стороны, становится понятным распространение этого термина, уже не связанного с какой-либо этнической группой, среди восточных славян, а с другой - быстрая ассимиляция самих варягов, принявших к тому же местные языческие культы и не державшихся за своих богов.
В эпоху правления ^ Олега (879-912 гг.) в его руках сосредоточилась власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с великим князем киевским. Его власть проявлялась в праве сбора дани со всех, входящих в это объединение племен. Олег, опираясь на мощь славяно-норманнских дружин и “воев” (вооруженных свободных общинников) совершает в 907 г. успешный поход на Византию. В результате был подписан выгодный для Руси договор, обеспечивающий ей право беспошлинной торговли. Новые уступки заключались в соглашении от 911 г.
Игорь (912 -945 гг.) стремился сохранить единство межплеменной федерации, а также защищал ее границы от появившихся грозных кочевников - печенегов. В 40-х годах он совершил два похода на Византию, нарушившую свои соглашения с Русью. В итоге, потерпев неудачу, он заключил в 944 г. менее выгодный договор, а в 945 г. во время полюдья в древлянской земле был убит за требование дополнительной дани.
Процесс складывания государства ускоряется во многом благодаря активному вмешательству внешних сил - хазар и норманнов (варягов). Также есть сведения о набегах воинственных обитателей Северной Европы, вынудивших ильменских словен, кривичей и финно-угорские племена чуди и веси платить дань. На Юге же хазары собирали дань с полян, северян, радимичей и вятичей.
З авершающий этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги (945-957). Отомстив древлянам за смерть своего мужа, она устанавливает фиксированную норму дани, а для ее сбора устраивает “ погосты ” (вместо полюдья), ставшие опорой княжеской власти на местах. Политика ее сына Святослава (964-972), прославившегося победой над Хазарией и походами на Дунай, закончившимися неудачей, требовала мобилизации значительных сил на внешние завоевания. Это несколько задержало внутреннее устроение русской земли.
Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правления ^ Владимира Святого (980-1015). Его первые шаги не обещали каких-либо качественных изменений. Так, в 981 г., продолжив политику расширения территории межплеменной федерации, он присоединяет к ней юго-западные (Галицию, Волынь) и западные (Полоцкую, Туровскую) земли. Пытается он укрепить и языческую веру, а следовательно, свою власть. С этой целью создается пантеон из пяти основных богов во главе с Перуном, который особенно почитался среди княжеских дружинников. Но эта мера мало что изменила, и тогда Владимир идет на своеобразную “духовную революцию” сверху - вводит в 988 г. христианство. Эта монотеистическая по своей сути религия позволила вытеснить местные языческие культы и заложила духовную основу для складывающейся единой русской народности и древнерусского государства.
Следующим решительным шагом, завершающим создание государства, становится замена Владимиром племенных князей своими сыновьями, призванными защищать новую веру и укрепить власть киевского князя на местах. Тем самым он превратил Русскую землю во владение рода Рюриковичей. Укрепление власти дало ему возможность организовать население всей страны для создания мощных оборонительных рубежей на южных границах и переселить сюда часть словен, кривичей, чуди и вятичей. Сам великий князь, если вспомнить былины, начинает восприниматься народным сознанием не как воин - защитник, а как глава государства, организующий охрану его рубежей.
К концу Х века сложились основные признаки древнерусского государства: династическая (родовая) княжеская власть; простейший государственный аппарат в лице дружины и наместников князя; система данничества; территориальный принцип расселения, вытесняющий племенной; монотеистическая религия, усиливающая процесс сакрализации княжеской власти.

БИЛЕТ

3. Основные этапы истории Древней Руси. Социально-экономический и политический строй Киевской Руси.
Историю образования и развития Древней Руси можно разделить на 3 этапа:
-1й этап - 2я половина IX-Xвв. - объединение восточных славян в единое государство, создание аппарата власти и военной организации;
-2й этап - конец X-XIвв. - расцвет Киевской Руси.
-3й этап - конец XI - первая половина XIIв. - начало распада Киевской Руси, княжеские усобицы, феодальная раздробленность.
Древнерусское гос-во можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе гос-ва стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза в др. страны для продажи. Перед молодым гос-вом стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии. При феодализме главным является собственность на землю. Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т.е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин. В Киевской Руси землей владел весь княжеский род. Порядок передачи был очередной (от старшего брата младшему). Во главе стоял князь с дружиной, совет старейшин, вече, на местах – посадники, наместники. Система управления называлась численная или десятичная – по кол-ву людей в военных подразделениях. Способ содержания должностных лиц – кормление.
В экономике Древней Руси феодальный уклад существовал наряду с рабством и первобытно-патриархальными отношениями
Феодальные отношения в Киевской Руси развив. более медленно, чем в западных странах. На Руси развивались холопские отношения, а на Западе был развит вассалитет – договорные отношения. Главный источник, по которому мы можем судить о том, как жили в Киевской Руси – “Русская Правда” - свод древнерусского феодального права по уголовным и процессуальным делам.
Особенности социально-полит. строя. Все общество делилось по отношению к князю на 3 группы: 1) кто лично служил князю; 2) на свободных – не служили лично, а платили дань миром – общиной; 3) служили частным лицам. Сословия еще не сложились. В основном были свободные, полусвободные и рабы (холопы). Рабство не получило распространения. Основная масса сельского населения, зависела от князя, называлась “смердами”. Были купцы и ремесленники. Среди дружинников выделялись наиболее приближенные – бояре, получившие землю, которые могли передавать её по наследству. Позже появляются и дворяне – получают землю только на срок своей службы.
Великий князь - представитель правящего рода Рюриковичей. Функции князя: военные, судебная (кровавая месть, поединок), законодательная (нач. с Ярослава Мудрового), административная (сбор дани; 945 - Ольга проводит 1-ую административную реформу, устанавливает погосты для сбора дани)
Дружина получала жалованье (200 гривен, 1 гр = 205 г серебра), сначала не обзаводились семьями. Старшие - мужи (бояре), входили в княжеский совет, средние - отроки
Волость - административная единица
Собор Киевской Руси - роль представительства всей Руси.
Посоха - народное ополчение.
Десятичная система управления лежала в основе. (десятские, сотские, тысяцкие - военачальник, фин, суд, полицейская власть)

^ Социальная картина об-ва Свободные Люди - верхние слои населения сельской и городской общины Смерды - основная масса сельского населения, зависимая от князя Привилегированный слой (князь, княжеская семья, дружина, бояре (верхушка об-ва, знать старшей дружины) Зависимые: Рядович - крестьянин, который работает по договору, за землю взял ссуду ^ Закуп - тот, кто отрабатывал долг своему кредитору Холопство - личная зависимость Рабство - носило патриархальный характер Челядь - зависимые смерды и рабы (домашняя прислуга) ^ Церковные группы Священство, дьяконство, монашество, изгои (поступали под опекунство церкви), убогие, прощенцы (ряд лет отрабатывали за прощение на земле монастыря).
Великий князь Киевский
 
Дружина
Старшая дружина. Бояре (знать)
Младшая дружина (гриди)
 
Местные (удельные) князья Посадники, волостели
 
Местная дружина
 
Погост, становища, волости
 

Принятие Христианства Русью и исторические последствия этого события.

При ВладимиреI произошло великое событие в русской истории - Русь приняла христианство. Киевский князь выбрал христианство в его византийском, будущем православном варианте. Был заключен династический брак - византийская принцесса Анна была выдана замуж за Владимира, который был крещен в Корсуни (Херсонес) в 988г..
Причины принятия Русью христианства:
1) язычество приводило к изоляции Руси от христианского мира Европы;
2) язычество мешало стабилизации и укреплению феодального строя Руси:
3) требовалась новая идеология, которая помогала бы утверждению в стране новых отношений - господства и подчинения;
4) монотеизм христианской религии укреплял авторитет княжеской власти, способствовал единению Руси;
Вернувшись в 988г. в Киев с женой Анной, Владимир приказал уничтожить языческих идолов. Приобщение к новой религии князь начал с крещения киевлян. В Киеве все жители города вошли в реку Днепр, и священники провели обряд крещения. Обращение в христианство населения других русских городов заняло несколько лет, так как жители многих городов ожесточенно сопротивлялись введению христианства. На Руси возникло двоеверие: христиане молились в церкви, имели дома иконы, но одновременно справляли языческие праздники - Масленицу, Ивана Купалу, сохранилась вера в леших, домовых, русалок. Лишь через 200-300 лет христианство было принято всем народом. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах. Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви «десятину» (термин происходит от размеров налога, составлявшего на первых порах десятую часть дохода населения). Митрополичья кафедра, епископы, монастыри вскоре превратились в крупнейших земельных собственников, оказавших огромное влияние на ход исторического развития страны. В домонгольские времена на Руси было до 80 монастырей. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.
Принятие христианства имело для Руси огромное значение, оказало влияние на экономическую, политическую, духовную и культурную жизнь русского народа:
1) церковь оказывала значительное воздействие на политическую жизнь, поддерживала усилия князей в борьбе за единство Руси;
2) принятие христианства уравняло Русь с остальными европейскими государствами, привело к установлению более тесных связей;
3) церковь способствовала формированию и развитию боярских вотчин, а также появлению крупного церковного и монастырского землевладения;
4) принятие христианства способствовало широкому проникновению византийской культуры и искусства, повлияло на развитие ремесла: кладка каменных стен, возведение куполов, мозаика были переданы греками русским мастерам. Иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству;
5) церковь способствовала распространению на Руси письменности, появлению первых рукописных книг, летописных сводов и философских трактатов, при монастырях открывались школы, библиотеки;
6) христианство укрепляло моногамную семью, устраняло ряд жестоких, варварских обычаев.
Вместе с тем церковь оказывала и негативное влияние на русскую жизнь и быт. Она отстаивала интересы господствующего класса, помогала закабалению свободных общинников, чтобы превратить в свою собственность принадлежащие им земли, жестоко преследовала инакомыслие, осуждала все формы протеста угнетенных, регламентировала внутрисемейную жизнь, требовала беспрекословного подчинения жены мужу, а детей - отцу.

5. Культура Древней Руси (Х-ХIII) письменность, литература, зодчество, живопись.

Это время господства средневековой культуры, для нее в первую очередь характерны общая замедленность темпов развития. Характерной чертой этого времени является традиционализм, следование образцам, а также господство в идеологии религиозного мировоззрения. Многие памятники культуры того времени сгорели во время нашествия ордынцев в 1382г. Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточно-славянских племен. Она испытала влияние кочевых народов степи и особенно Византии. Традиции Византии оплодотворили народную, основанную на языческом мировоззрении культуру Руси. В начале 13 века культура стала испытывать определенное влияние западно-европейской романской традиции.
Письменность и просвещение: основными центрами обучения грамоте были школы при монастырях и церквах, где осваивали не только навыки чтения и письма, но и богословие, грамматику, риторику. О грамотности городского населения свидетельствуют ремесленные изделия, на которых имеются различные надписи. Огромное количество надписей обнаружено на стенах древних соборов (их называют граффити). Обнаружено более 700 берестяных грамот в Новгороде, Смоленске, Москве, Пскове – письма различного содержания.
Литература: от домонгольского времени до нас дошли 150 книг. Древнейшая среди них "Остромирово евангелие". Широкое распространение получила переводная литература. Среди жанров древнерусской литературы первое место занимает летопись. Самая знаменитая это "Повесть временных лет", составленная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале 12 в. Другой распространенный жанр – жизнеописания русских святых. Наиболее известные произведения "Поучение детям" Владимира Мономаха, "Слово" и "Моление" Даниила Заточника, а также бессмертное "Слово о полку Игореве". Также широкое распространение получили былины, повествующие о героической борьбе народа против кочевников. В то время книги писались на пергаменте.
Архитектура: До конца десятого века на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно-земляные. Одно из первых каменных сооружений – это 25-главая церковь, возведенная в честь Богородицы в Киеве (Десятинная церковь). При Ярославе Мудром был сооружен Софийский собор, имевший 13 куполов (1037 г.) Тогда же были воздвигнуты Золотые ворота в Киеве. Также был возведен Спасский собор в Чернигове. Принципы строения храмов были заимствованы из Византии. Также складывались различные архитектурные художественные школы. Большинство храмов 12-13 веков – одноглавые. Наиболее распространенным строительным материалом был известняк. Характерные черты белокаменной архитектуры – изысканность, стройность и пояс, проходящий по середине здания. Памятники, сохранившиеся до наших дней – Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, остатки дворца князя Андрея в Боголюбове, церковь Покрова и соборы Суздаля.
Живопись: Внутри храма стены украшались фресками и мозаиками. Фреска – живопись водяными красками по сырой штукатурке. Фресковые изображения того времени сохранились в Софии Киевской. Мозаика – это изображение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора или керамики. Мозаикой выполнена огромная фигура богоматери Оранты в Софии Киевской. Необходимым изображением храма были иконы. Иконы и мозаики были написаны греческими мастерами. Самой распространенной иконой была Богоматерь с младенцем на руках, выполненная неизвестным греческим живописцем. Она получила название Богоматерь Владимирская. Значительных успехов в живописи добились и русские мастера. Имена русских иконописцев 11 века – Олимпий, Олисий, Георгий. С образованием самостоятельных княжеств-государств в живописи складывались местные художественные школы.
^ 6. Предпосылки и исторические последствия политической раздробленности Киевской Руси в ХП – ХШ вв., политические центры и пути их развития.
Время с начала 12 до конца 15 в называют удельным периодом. Умирая, Ярослав разделил территорию державы между 5 сыновьями. В то время князья Рюриковичи составляли единый род, глава кот. – отец правил в Киеве, а сыновья управляли городами и областями в качестве его наместников. После смерти отца его место занимал старший сын, кот. младшие д.б. почитать. В дальнейшем во главе рода поочередно вставали старшие князья. Поэтому и киевский престол передавался от брата к брату, а после смерти последнего из братьев переходил к старшему племяннику. Покидая менее богатую и почетную область, князь переходил в более богатую, а на его место явл. след. по очереди старшинства. Такой порядок наз. “очередным” или "лествичный". Сложность династических счетов, рост могущества каждого отдельного княжества, личные амбиции неминуемо вели к княжеским усобицам.
В 1097 г. по инициативе Мономаха князья собрались на съезд в Любече. Было принято соглашение о прекращении междоусобиц, из-за угрозы половцев.
В 1113 г. на киевский престол позвали на княжение Владимира Мономаха, кот. пользовался заслуженной славой полководца и радетеля за Русскую землю. За время его правление единство Руси было отчасти восстановлено, поскольку он имел авторитет, а ослушников жестоко карал. Мономах сумел нанести ряд тяжких поражений половцам и заставил их прекратить набеги, однако после смерти сына Мономаха Мстислава Киевская Русь окончательно распалась.
Причины раздробленности.
1) Господство натурального хозяйства;
2) Сохран. остатки племенной обособленности;
3) Формирование княжеского, а затем и боярского землевладения. (доходы, кот. княжеские приближенные получ. от своих вотчин, становились для них более важны, чем собираемая дань. Фактически дружинники преврат. в землевладельцев. Дружина стала менее подвижной и стрем. быть поближе к своим владениям);
4) Рост городов и хоз-ое развитие отдельных земель;
5) Междукняжеская вражда.
Существовавший в Киевской Руси порядок занятия престолов в зависимости от старшинства в княжеском роду порождал обстановку нестабильности. Новой формой государственно-политической организации стала политическая раздробленность, сменившая раннефеодальную монархию.
^ Последствия раздробленности: Полит. раздробленность ослабляла способность Руси противостоять внешним врагам. Но есть и плюсы: в отдельных княжествах успешнее развив. ремесла, строит. дело, складывались новые центры летописания – культура стала богаче и разнообразнее. Поддерживались связи м/у русским землями: единый язык, общие законы (Русская Правда), православная вера.
^ Владимиро-Суздальская земля (северо-восточная Русь) При Всеволоде Суздаль возвышается, а потом при Мономахе и г. Владимир. Возвышение В.-С. происходит и при детях В. Мономаха. Юрий Долгорукий – 1-ый князь В.-С. княжества и родоначальник В.-С. династии. При нем центром княжества становится Суздаль. Захватив Киев, стал великим князем киевским. Юрий вел широкое строительство городов именно при нем первое упоминание о Москве в 1147г. Его сын Андрей Боголюбский делает центром княж. г. Владимир, начинает самодержавное правление, он ни с кем не считается, ведет очень деспотический порядок Во В.-С. земле складывалась дворцово-вотчинная система упр-я. Центром упр-я стан. дворец князя. Вид вотчины – вид земельной собственности, кот. можно продавать, закладывать. Постеп. стал менятся порядок передачи стола (от отца к старшему сыну).
В период 1176-1212 гг. Владимирское княжество возглавляет ^ Всеволод Большое гнездо. Он надолго подчинил своей воле рязанских князей, расширил пределы своих владений за счет новгородских земель, добился совместного упр-я с новгородцами важных торговых центров – Торжок и Волок.
^ Галицко-Волынская земля юго-западная Русь. (1199). Высокий уровень развития с/х. Здесь рано возникло пашенное земледелие и сложилось частное землевладение. Боярство стало мощной самостоятельной силой и даже противилось воли князей. С 13 в. Г.-В. земля находится под влиянием Литовского княжества. Сущ. князь, но при нем была Рада, а на местах – сеймы. Демонстрируется более западный путь развития.
Галицко-Волынское княжество с его плодородными почвами, мягким климатом, степным пространством была центром высокоразвитого земледелия и скотоводства. Активно в этой земле развивалось промысловое хозяйство. Следствием дальнейшего углубления общественного разделения труда было развитие ремесла, что вело к росту городов. Через Галицские и Волынские земли проходили многочисленные торговые пути. В Галицко-Волынской земле рано сложилось крупное княжеское и боярское землевладение.
До середины XII века Галицкая земля была разделена на мелкие княжества. В 1141 году перемышльский князь Владимир Володаревич объединил их, перенеся столицу в Галич. Наивысшего могущества Галичское княжество достигло при сыне Ярославе Осмомысле (1151-1187гг), получившим это прозвище за высокую образованность и знание восьми иностранных языков. Ярослав Осмомысл обладал непререкаемым авторитетом, как во внутри русских делах, так и в международных.
После смерти Осмысла Галицкая земля стала ареной долгой междоусобной борьбы князей с местным боярством. Длительность и сложность ее объясняется относительной слабостью Галицких князей, землевладение которых отставало по своим размерам от боярского.
По иному дело обстояло в Волынской земле, ставшей в середине XII века родовым владением потомков Изяслава Мстиславича. Здесь рано сложилась мощная княжеская вотчина. В 1189г волынский князь Роман Мстиславич объединил Галицкую и Волынскую земли. В 1203 году он занял Киев. Под властью Романа Мстиславича объединились Южная и Юго-Западная Русь. Период его правления отмечен усилением позиций Галицко-Волынского княжества внутри русских земель и на международной арене. В 1205 году Роман Мстиславич погиб в Польше, что привело к ослаблению княжеской власти в Галицко-Волынском княжестве и его распаду. Галицкое боярство начало длительную и разорительную феодальную войну, длившуюся около 30 лет. Бояре заключили договор с венгерскими и польскими феодалами, которые захватили Галицкую землю и часть Волыни. Началась национально-освободительная борьба против польских и венгерских захватчиков. Эта борьба послужила основой для консолидации сил в Юго-Западной Руси. Князь Даниил Романович, опираясь на горожан и своих служилых людей, сумел укрепить свою власть, утвердиться на Волыни, а в 1238 году взять Галич и вновь объединить Галицкие и волынские земли. В 1240 году он взял Киев и объединил снова Южную и Юго-Западную Русь. Экономический и культурный подъем Галицко-Волынского княжества в годы правления Даниила Романовича был прерван нашествием Батыя.
^ Новгородская земля. (северо-западная Русь) (1136). Новгородская земля находилась далеко от кочевников и не испытывала ужаса от набегов. Богатство Новгородской земли заключалось в наличии громадного земельного фонда, попавшего в руки местного боярства, выросшего из местной родоплеменной знати. Возвышению Новгорода способствовало исключительно выгодное географическое положение: город находился на перекрестке торговых путей, связывающих Западную Европу с Русью, а через нее с Востоком и Византией. Как правило, Новгородом владел тот князь, кто держал киевский престол.
На самом верху новгородского общ. стояло боярство. Высшим органом республики было вече, на которых избиралось новгородское управление, рассматривались важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. В деятельности вече участв. только самые богатые и знатные, прежде всего бояре. Рядовые новгородцы участв. в вече концов и улиц. На этих собраниях избир. кончанские и уличанские старосты, фактически хозяевами на вече были 300 "золотых поясов" – богатейшие бояре. Городское вече избир. руководителей новгородского упр-я – посадника (главное должностное лицо; глава правительства. В его руках управление и суд) и тысяцкого (занимался сбором налогов). Вече выбирало главу новгородской церкви – епископа (впоследствии архиепископа). Для уплаты податей все “черное” население города делилось на 10 “сотен” во главе с сотским. Над сотским нач-л тысяцкий. В 14 в. и эту должность захватили бояре. На вече избир. и новгородский архиепископ. Вече приглашало князя, который управлял армией во время военных походов, его дружина поддерживала порядок в городе, он как бы символизировал единство Новгорода с Русью.
^ Киевское княжество, подвергавшееся опасности со стороны кочевников, потеряло прежнее значение в связи с оттоком населения, но все же оставалось крупной державой. По традиции князья еще соперничали за Киев, хотя влияние на общерусскую жизнь ослабло.
^ 7. Монгольское нашествие. Установление ига. Русь и Орда: проблемы взаимоотношений.
В конце XII — начале XIII вв. в степях Центральной Азии сложилось сильное Монгольское государство, и с его образованием началась полоса монгольских завоеваний.
Монголы, называвшиеся по имени главного племени также татарами, занимались кочевым скотоводством. В древности монголы жили родоплеменным строем. Но к XII в. он стал разлагаться, выделялись мон­гольские ханы, захватившие в свои руки богатство и власть
Постепенно в Монголии возникло раннефеодальное обще­ство, основой которого являлась собственность феодалов на паст­бищные земли и скот. Развитие феодальных отношений привело у монголов, как и у других народов, к возникновению феодального государства. При помощи сильных конных дружин монгольская знать совершала грабительские походы на соседние племена.
Многочисленные и разрозненные на большом пространстве племена собрал воедино хан Багадур. Он подчинил себе соседей— сородичей, но после его смерти они восстали. Тринадцатилетний сын Багадура Темучин в упорной борьбе победил мятежников, жестоко расправившись с их вождями.
В 1206 г. на собрании вождей кочевых племен Темучин был избран верховным правителем Монголии — Чингисханом (Вели­ким ханом). С его приходом к власти межплеменные столкнове­ния прекратились, и монгольская знать стала на путь внешних завоеваний.
Чингисхан создал войско на основе родового признака: ря­довой единицей этого войска был десяток из ближайших родст­венников, потом следовала сотня, состоявшая из людей одного ро­да, затем тысяча, объединявшая несколько поселений, далее шла тьма — десятитысячный отряд
Чингисхан сначала подчинил себе сибирские народы, а затем направился в Китай.
Массовое истребление населения и разрушение крупных городов монгольские правители сделали принципом своей поли­тики во всех завоеванных странах.
Из Китая войска Чингисхана двинулись в Среднюю Азию. К 1220 г. она была завоевана. Войска Чингисхана двинулись на Иран и Кавказ. Они захватили территории нынешних Азербайджана, Грузии, Армении. Монголы перешли Кавказские горы и вторглись в южнорусские степи, напав на половцев.
Половецкие ханы обратились за помощью к русским князь­ям. Князья решили совместно выступить против монголов и биться с ними в половецкой земле. В 1223 г. на реке Калке произошла битва с татаро-монголами. Но между рус­скими князьями не было согласия: в бой вступили не все русские дружины. Половцы вскоре обратились в бегство и смяли своих со­юзников. Главные русские силы были разбиты. Монголы обрушили удар на те русские полки, которые до этого стояли в бездействии, и после трехдневного сражения разбили их.
Разорив часть русских земель, монголы двинулись на Волгу. Здесь они понесли серьезное поражение от волжских болгар и че­рез казахские степи вернулись в Монголию.
Новое вторжение на Русь произошло уже после смерти Чин­гисхана. В 1237 г. его внук Батый с громадными полчищами вышел на реку Каму и вступил в Рязанское княжество. Рязанский князь Юрий Игоревич обратился за помощью к владимирскому и черни­говскому князьям, но те не откликнулись на его призыв. Каждый князь думал только о себе, об интересах своего княжества, а не о судьбе всей страны. После героической обороны Рязань пала: все воины и воеводы погибли
Следом за Рязанью пришел черед Владимира, Суздаля и других городов. В 1238 г. войска Батыя устремились к Новгороду, но, не дойдя до него, повернули на юг и пошли на Козельск. Такой поворот многие историки объяс­няют весенними паводками, но есть и другая точка зрения. Во-первыx, поход не укладывался в отведенные для него сроки, а во-вторых, Батый не смог разгромить объединенные силы Северо-Восточной Руси в одном-двух сражениях, используя численное и тактическое превосходство.
Нашествие на Южную Русь и Восточную Европу Батый начал в 1240 г. После героической обороны пал Киев. Монголы дошли до Галицко-Волынской земли, а их передовые отряды вошли в Польшу, Венгрию и Балканские страны. По­редевшими и ослабленными вышли монгольские войска на запад­ные границы Руси. В Чехии им было нанесено тяжелое поражение, и монгольские ханы повернули назад.
Причинами поражения Руси явилось отсутствие единства между русскими князьями, высокая боеспособность татарского войска.
Хан Батый основал государство Золотую Орду со столицей в Сарае на Волге. Под его властью находилось Северное При­черноморье, Приуралье, Западная Сибирь, часть Средней Азии и Русь. С этого времени на Руси установилось монголо-татар­ское иго. Русские князья должны были ездить в Золотую Орду за ярлыками (грамотами) на право княжения. Титул и положе­ние великого князя Владимирского сохранились и при татарах, но теперь их соискатель получал свои привилегии только от хана, а тот давал их по своему усмотрению.
Все население покоренных земель было переписано и обложено тяжелой данью (10-я часть со всего имущества). Ее сбор осуществляли непосредственно татарские чиновники (баскаки и данщики).
Татары относились с полной веротерпимостью ко всем религиям. Русские митрополиты получали от ханов особые «ярлыки», обеспечивающие права и привилегии духовенства и неприкосновенность церковного имущества. В тяжелое время татарского ига церковь стала той силой, которая сохраняла и воспитывала не только религиозное, но и национальное единство русского народа, что послужило впоследствии могучим средством национального объединения и национально-политического осво­бождения от ига.
Влияние татарского ига на внутренние политические отно­шения сказались в усилении княжеской власти над населением, ослаблении вечевого, или демократического, элемента в Севе­ро-Восточной Руси.
Золо­тая Орда практиковала постоянную смену и натравливание рус­ских князей друг на друга, усиление слабых и ослабление сильных. Бесчинства монголов на Руси поднимали на борьбу против завоевателей. В 1257, 1259, 1262 гг. вспыхивали восстания в Нов­городе, Ростове, Суздале, Великом Устюге, Владимире. В конце концов, ханы передают право сбора дани с покоренных русских земель самим князьям. Ханские баскаки, получая дань от князей, реже появлялись в городах и деревнях, что способствовало вос­становлению хозяйства в русских землях.
Таким образом, монголо-татарское завоевание оказало значительное влияние на древнерусское общество.
Итак, основные аспекты влияния татаро-монгольского ига:

  • Отставание от западноевропейских стран прогрессирует.
  • Монголы не жили на подчиненных территориях, а обкладывали ее данью; ни культура русского народа, ни менталитет не изменился.
  • Усиление преклонения перед властью (1480г. – когда иго заканчивалось, русское самодержавие считало себя преемником власти татаро-монгольских ханов).
  • Способствовало развитию тенденций к объединению.
  • В русский язык вошло много татарских слов.
  • Эффективная финансово-адм. система, налоговая система, которой не было даже в Зап. Европе.
  • Все финансовые термины – татарского происхождения (казна, таможня, кабала – долговое рабство, кабак, деньги, дороги, драги, пути, копейка, алтын).
  • Военные организации многое перенимают от ига.
  • Дипломатический стиль (переписка, оформление док-ции).

8. Объединение русских земель вокруг Москвы. Освобождение от ордынского ига и формирование единого русского государства в XIV-XV вв.
^ Возвышение Москвы. Тенденции: перенесение центра политической жизни в Северо-Восточную Русь; превращение княжеских уделов в княжеские вотчины (по наследству); установление вассальской зависимости от золотой орды; ослабление Руси, падение ее международного престижа; усиление церкви, ее роли в обществе; нарастание боярского сепаратизма.
В XIV в. на Руси продолжалось дробление. Князья беднели, уделы их становились меньше, они замыкались в своих вотчинах, а с игом в таком виде не совладать, и существовала угроза потери национальной независимости. До середины XIV в. состояние было именно такое.
Борьба за свержение Ордынского Ига стала в XII-XV вв. главной национальной задачей. Восстановление экономики страны и ее дальнейшее развитие создавали предпосылки для объединения русских земель. Решался вопрос – вокруг какого центра объединяться? На лидерство претендовали прежде всего Тверь и Москва. Тверское княжество как самостоятельный удел возникло в 1247г., когда его получил младший брат Александра Невского – Ярослав Ярославович. После смерти Невского Ярослав стал великим князем (1263-1272). Тверское княжество было тогда сильнейшим на Руси. Но не ему суждено было возглавить объединительный процесс. В конце XII- начале XIV вв. стремительно возвышается Московское княжество. И в Твери, и в Москве условия для объединения земель были одинаковы: географическое положение, пересечение торговых путей, природа (леса), нет набегов. Почему же Москва?
Москва занимала более выгодное географическое положение среди русских земель. С юга и востока ее прикрывали от ордынских вторжений Суздальско-Нижегородское и Рязанское княжество, с северо-запада – Тверское и Великий Новгород. Леса, окружавшие Москву были труднопроходимыми для монголо-татарской конницы. Все это вызвало приток населения на земли Московского княжества. Москва являлась центром развитого ремесла, с/х производства и торговли. Она оказалась важным узлом сухопутных и водных путей, служивших как для торговли, так и для военных действий. Возвышение Москвы объясняется также целенаправленной, гибкой политикой московских князей, сумевших привлечь на свою сторону не только другие русские княжества, но и церковь.
Первым московским князем стал сын А. Невского Даниил. Ему удалось значительно расширить Московское княжество. Сын его, Юрий Даниилович, и тверской князь повели борьбу за ханский ярлык на великое княжение. Сначала великим ханом становится Михаил, тверской князь, но затем Юрий, женившись на сестре хана, получает ярлык, вместе с татарами идет на Тверь и побеждает.
С 1325 г. Иван Данилович Калита становится Московским князем. Он был очень хитрый и жестокий. Присоединял земли любой ценой, получил от хана ярлык на великое княжение после разгрома Тверского восстания в 1327 г. По поручению хана проводится экзекуция над Тверью, Новгородом, Рязанью. Завоеванные княжества он обкладывает данью. Переносит из Владимира в Москву резиденции и великого князя, и метрополию. Политику Калиты продолжили его сыновья. В 1340-1353 гг. в Москве правил Симеон Гордый. Ему удалось временно примириться с Тверью. Но у Москвы появляется новый соперник – Великое княжество Литовское. Литовские князья возглавили антиордынскую борьбу. Но в 1353 г. случилась страшная чума, которая погубила Симеона и его сыновей. Второй сын Калиты – Иван Красный – правил недолго, и престол достался Дмитрию Донскому.
^ Княжение Д. Донского. Итогом борьбы Москвы с Тверью стала докончальная грамота (договор), подписанная 1 сентября 1375 г.. Согласно ей, Михаил Тверской признал себя “братом молодшим”, т.е. вассалом московского князя. Он не мог претендовать на великое Владимирское княжество, вести самостоятельные военные действия. Т.о. наметился исторический переворот – превращение самостоятельных князей в удельных, а их княжеств – в уделы Московской Руси. Докончальная грамота имела антиордынский характер. Перелом наступил, когда 8 сентября 1380 г. русские одержали победу над Мамаем на Куликовом поле. Но в 1382 г. на Москву напали войска Тохтамыша. Он нанес огромный урон московскому княжеству. Москве опять пришлось платить дань, но зависимость от Орды стала значительно слабее.
В 1386 г. в орбиту московского влияния вошло Рязанское княжество. В 1392 г. Было присоединено к Москве Нижегородское княжество. Одновременно в руки Москвы перешли Муром, Городец, Таруса. Немногие князья северо-востока, сохранившие самостоятельность, вынуждены были повиноваться московскому князю Василию Дмитриевичу. После смерти Василия престол отошел его сыну – Василию II (Василий Темный). Во время его правления закончилась так называемая феодальная война за княжеский престол. В стране восстановилось единовластие, но какой ценой? Заметно усилилась власть Орды. Москва становится столицей северо-востока Руси.
^ Русское государство в конце XV – начале XVI вв. В XV в. продолжается формирование феодального землевладения. Князь жаловал своим приближенным право собирать дань с части покоренных земель. Боярин постепенно превращался в собственника земли. Росли долги крестьян, усиливалась их зависимость. На Руси также появляется еще одна форма феодального владения – поместье. Поместье считалось временной собственностью владельца, принадлежавшая великому князю. Оно не могло переходить по наследству и давалось только на срок несения государевой службы. Но на практике поместья наследовались. Итак, существовали и вотчины, и поместья.
Опорой великого князя были бояре, составлявшие Боярскую Думу. Наряду с боярами в Думу входили окольничие. Боярская Дума не ограничивала власть государя, она являлась совещательным органом. Появляется должность казначея, который ведал казной князя и сношениями с иностранными государствами. Переговоры с послами вели дьяки. Для нового объединения характерно: 1)централизация (создание аппарата управления); 2)сословность.
Т. о. Основные факторы объединения земель и формирования единого русского госудаства:
1. Экономический фактор: подъем сельского хозяйства был обусловлен не столько развитием орудий труда, сколько расширением посевных площадей за счет освоения новых и ранее заброшенных земель. Увеличение избыточного продукта в земледелии позволяет развивать животноводство, а также продавать хлеб на сторону. Все большая потребность в сельскохозяйственных орудиях обусловливает необходимое развитие ремесла.
В результате идет все глубже процесс отделения ремесла от сельского хозяйства, что влечет за собой необходимость обмена между крестьянином и ремесленником, то есть между городом и деревней. Этот обмен происходит в форме торговли, которая в данный период соответственно усиливается. На базе обмена создаются местные рынки. Естественное разделение труда между отдельными районами страны, обусловленное их природными особенностями, образует экономические связи в масштабе всей Руси. Установление данных связей способствовало также развитию внешней торговли. Все это настоятельно требовало политического объединения русских земель, то есть создания централизованного государства. В этом были заинтересованы дворяне, купцы, ремесленники.

Укрепление экономических связей требовало и политического объединения русских земель. Однако в отличие от Запада, где данный фактор был решающим, здесь он таковым не был (единый всероссийский рынок сложился лишь в XVII веке).
2. Политический фактор: Другим фактором, обусловившим объединение русских земель было обострение классовой борьбы, усиление классового сопротивления крестьянства. Подъем хозяйства, возможность получать все больший прибавочный продукт побуждают феодалов усиливать эксплуатацию крестьян. Притом феодалы стремятся не только экономически, но и юридически закрепить крестьян за своими вотчинами и поместьями, закрепостить их. Подобная политика вызвала естественное сопротивление крестьянства, приобретающее различные формы. Крестьяне убивают феодалов, захватывают их имущество, поджигают имения. Такая участь постигает нередко не только светских, но и духовных феодалов - монастыри. Формой классовой борьбы выступал иногда и разбой, направленный против господ. Определенные масштабы принимает бегство крестьян, особенно на юг, на свободные от помещиков земли. В таких условиях перед феодалами встает задача удержать в узде крестьянство и довести до конца закрепощение. Эта задача могла быть решена только мощным централизованным государством, способным выполнять главную функцию эксплуататорского государства - подавление сопротивления эксплуатируемых масс.
3. Идеологический фактор: Русская церковь была носителем национально - православной идеологии, которая сыграла важную роль в образовании могущественной Руси. Чтобы построить независимое государство и ввести инородцев в ограду христианской церкви, для этого русскому обществу должно было укрепить свои нравственные силы.
4. Внешнеполитический фактор: Фактором, ускорившим централизацию Российского государства, явилась угроза внешнего нападения, заставлявшая сплачивать русские земли перед лицом общего врага. Характерно, что только тогда, когда началось образование русского централизованного государства, стал возможен разгром золотоордынцев на Куликовом поле. А когда Ивану III удалось собрать почти все русские земли и повести их против врага, то иго было свергнуто окончательно.
В отличие от западноевропейских стран на Руси сословия создавались самим государством. Главные сословия: военно-служилые (бояре, дворяне, их дети, содержали сами себя и своих людей; у них право владеть землей и крестьянами), городское (купцы, ремесленники, городские обыватели: они выбирали своих старост и несли тягло – подати в городскую казну), крестьянство (тягловое сословие и в пользу государства, и в пользу помещика).
Создалось служилое государство, где все люди должны служить князю. Сословие появляется тогда, когда их статус получит закрепление в законодательном порядке. Складываются придворные чины: 1) веденный боярин (окольничий); 2)дворецкий; 3)казначей; 4)думные бояре; 5)думные дьяки.
Постепенно роль Думы снижается, и из Думы выделилась Ближняя Дума (Совет приближенных), и общее собрание. Вплоть до середины XVI в. на Руси существовало только 2 общегосударственных ведомства: Дворец и Казна. Во главе дворца стоял дворецкий, который управлял личными землями великого князя. В казне хранились деньги и драгоценности, а также государственная печать и великокняжеский архив. Территория страны разделялась на уезды, те делились на волости и станы. Во главе уезда стоял наместник, во главе стана или волости – волостель. Существовала система кормлений.
Местничество – порядок служебных отношений, который сложился между родословными фамилиями в Московском государстве в XV-XVI вв.. Местничество ставило служебные отношения бояр в зависимость от службы их предков. Должностное положение каждого было предопределено. Все знатные фамилии располагались по иерархической лестнице. Наверху стояли Рюриковичи. Исходя из этого великие князья при назначении бояр на должности должны были руководствоваться родовым старшинством назначаемых лиц. Все назначения записывались в особые разрядные книги. Это было выгодно и боярам и князю.
Система государственной власти: Великий князь (отдельно митрополит) - Боярская Дума – приказы (отраслевые органы управления) – местное управление (кормленщики) – волостели в волостях и наместники в городах. Сословно-представительская монархия являлась переходной формой к абсолютной монархии. XIV-XVI вв. – представительская монархия. Главные процессы: ликвидируются различия между дворянами и боярами; борьба между церковью и государством за приоритетное влияние; процесс закрепощения крестьян.
^ Правление Ивана III. В 1462 г. умер В. Темный. Правителем стал Иван III, правивший с 1462 г. по 1505 г.. Именно в это время завершается двухвековой процесс единения русских земель в централизованное русское государство. В 1477 г. был присоединён Новгород. Иван III прекратил выплату дани Орде, окончательно пало монгольское иго. В 1480 г. присоединены Тверь, Рязань. С 1485 г. московский государь стал именоваться “государем всея Руси”. В годы правления Ивана III было присоединены также Ростовское княжество – 1474 г. и Ярославское – 1463-1468 гг.
С 1497 г. Московское государство управляется Судебником Ивана III (свод законов). Он ограничил право крестьян уходить от своего феодала на другие земли строго определенным временем: неделей до осеннего Юрьева дня (26 ноября) и неделей после этого дня. За уход от землевладельца надо было платить “пожилое” – плату за прожитые годы. Но это еще не означало закрепощение крестьян. Крестьяне XV-XVI вв. платили феодалу натуральный оброк. Денежные повинности лишь возникали. Крестьянская барщина была слабо развита, на барской пашне работали в основном холопы-страдники, имевшие свое хозяйство.
Судебник также затрагивал местное управление и приказное управление. ^ Местное управление: ограничиваются роли кормленщиков на местах, устанавливается размер кормов и подчеркивается, что к судопроизводству на местах теперь должны привлекаться люди с мест – излюбленные головы, целовальники. Приказное управление: деятельность приказов регулируется и превращается в систематизированное управление; разграничиваются центральные и территориальные приказы. Приказная система прошла в своем развитии ряд этапов: 1)“приказ” – разовое поручение; 2)“пути” – постоянные поручения; 3)изба, канцелярия; 4)орган отраслевого управления со своей внутренней структурой, где появляются столы – повытья, а дьяки ведут все делопроизводство. Первые приказы – казенные и дворцовые приказы. К XVII в. насчитывается 15 приказов по военному управлению, около 10 – по государственному хозяйству и 13 – по дворцовому ведомству. Среди общегосударственных приказов выделялся Посольский, Разрядный и Разбойный (поиск беглых).
^ 9. Иван Грозный. Формирование сословно-представительной монархии. Реформы 50-60 гг. XVI в. Опричнина.
Иван IV родился в 1531 году. На престоле был 1533-1584 гг. Весь период правления делится на 2 этапа:
1. реформы 40-50-х гг.;
2. опричнина 1565-1572 гг.
1547 год – Ивана IV венчали на царство. Ему тогда было 16 лет. Корону над его головой держал сам митрополит. В то время постоянно велась борьба за власть м/у боярскими группировками Бельских, Шуйских, Глинских. Иван iV был образованным, владел 5-ю языками, хорошие организаторские и военные способности. По характеру был замкнутым, мнительным, подозрительным, деспот, с элементами шизофрении. Вокруг него сложился совет близких к нему людей из различных слоёв господствующего класса, получивший название Избранная Рада.
Цели политики Ивана IV и в первом и во втором периоде были:
- централизация управления;
- установление единоличной власти (на втором этапе доведенное до абсурда);
- расширение территории.
Возвышение авторитета царской власти, усиление духовенства и складывание мощного поместного землевладения привели к возникновению нового гос. органа - Земского собора. Земские соборы собир. нерегулярно и занимались решением важнейших гос. дел, прежде всего вопросами внешней пол-ки и финансов. В их состав вход. Боярская дума, Освященный собор - представители высшего духовенства; также присутств. представители дворянства и верхушки посада. Первый Земский собор был созван в 1549 году. Он составил программу реформ середины XVI в. и принял решение сост. новый Судебник (утвержден в 1550 г.). В судебнике закреплялась структура политической власти; основы крепостного права; основы судопроизводства.
Еще до реформ упр-е отд. территориями стало поручаться отдельным боярам. Так появ. первые приказы - учреждения, ведавшие отраслями гос. упр-я или отд. регионами страны. В сер. XVI в. сущ. уже два десятка приказов. Военными делами руков. Разрядный приказ (ведал поместным войском), Пушкарский (артиллерией), Оружейная палата (Арсенал). Иностр. делами управлял Посольский приказ, финансами - приказ Большой приход и т.д. Во главе приказа стоял боярин или дьяк - крупный гос. чиновник. Приказы ведали упр-ем, сбором налогов и судом.
Стала складываться единая система упр-я на местах. Ранее там сбор налогов поручался боярам-кормленщикам, они были фактич. правителями отд. земель. В их личное распоряжение поступали все средства, собранные сверх необх. податей в казну, т.е. они "кормились" за счет упр-я землями. В 1556 г. кормления были отменены. На местах упр-е (сыск и суд по особо важным делам) было передано в руки губных старост (губа - округ), избиравшихся из местных дворян, земских старост. Т.о., в середине XVI в. сложился аппарат гос. власти в форме сословно-представительной монархии.
^ Военная реформ��
Ядро армии сост. дворянское ополчение. Под Москвой была посажена "избранная тысяча" - 1070 провинциальных дворян, кот. д.б. стать ее опорой. Впервые составлено "Уложение о службе". Вотчинник или помещик мог начинать службу с 15 лет и передавать ее по наследству. Со 150 десятин земли и боярин, и дворянин должны были выставлять одного война.. В 1550 г. - создание постоянного стрелецкого войска. Кроме того, в армию стали привлекать иностранцев, число кот. было. незначительно.
^ Стоглавый собор
В 1551 г. по инициативе царя и митрополита был созван Собор русской церкви, получивший назв. Стоглавого, поскольку его решения были сформулированы в ста главах. Собор одобрил принятие судебника 1550г. и реформы Ивана IV. Было решено оставить в руках церкви все земли, приобретённые ею до Стоглавого собора. В дальнейшем церковники могли покупать и получать в дар землю только с царского разрешения. Т.о., в вопросе о монастырском землевладении утвердилась линия на его ограничение и контроль со стороны царя.
Реформы 50-х гг. XVI в. способствовали укреплению Российского централизованного многонац. гос-ва. Они усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального упр-я, укрепили военную мощь страны, однако сопровождались нажимом на русское крестьянство, вели к его дальнейшему закрепощению.

^ Внешняя политика
Удалось присоед. Казанское и Астраханское ханства, начать освоение Сибири, с 1558 по 1583г. велась Ливонская война за влияние на Западных и Северо - Вост. землях сначала с Ливонским орденом, а позже, когда орден был расчленен между Литвой, Польшей и Швецией, с этими тремя государствами. Война приобрела затяжной хар-тер, усилились разногласия м/д царём и его приближёнными, Иван Грозный взял курс на усиление личной власти, что привело к прекращению деятельности Избранной Рады (1560г) и к переходу на сторону поляков князя Андрея Курбского, ранее командовавшего рус. войсками. Польша и Литва объедини


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: