Техника ведения экскурсии

Качество экскурсии сильно зависит от техники ее проведения, связи между методикой и техникой ведения. В число требований к технике ведения экскурсии входят: знакомство экскурсовода с группой; грамотная расстановка группы у объекта; выход экскурсантов из транспортного средства (автобуса, автомобиля, теплохода) и возвращение; использование экскурсоводом микрофона; правильное распределение времени на раскрытие темы экскурсии в целом и раскрытие отдельных подтем; ответы на вопросы экскурсантов.

Любая экскурсия начинается со знакомства экскурсовода с группой. Экскурсовод, войдя в автобус, приветствует присутствующих, называет свою фамилию, имя, отчество, экскурсионное учреждение, которое представляет, знакомит экскурсантов с водителем автобуса, говорит вступительное слово.

Для экскурсовода важно с самого начала подчинить свои действия установившимся правилам общения с группой. Во время паузы перед началом знакомства, длительностью десять-двадцать секунд, экскурсионная группа переключает свое внимание на экскурсовода, оценивает его, представляет, на что способен экскурсовод, а экскурсовод думает о том, как привлечь внимание людей к теме. [20]

При правильной организации экскурсионной работы подготовка к ней должна происходить заранее. Делают это организаторы экскурсии или туристические агенты.

Тема и сюжет экскурсии должны быть заранее известны экскурсанту. Очень важно, чтобы рекламная деятельность и покупка экскурсионной путевки были отделены от экскурсии одним-двумя днями.[21] Это необходимо для того, чтобы за этот промежуток времени произошла психологическая установка экскурсанта. Он успеет вдуматься и вжиться в сюжет экскурсии.

У каждой темы свое вступление. Если состав группы неоднородный (например, взрослые и дети), у одной и той же экскурсии будут разные вступления. Экскурсовод особое внимание обращает на подготовку и исполнение вступления, которое дает конкретную установку экскурсантам, позволяет установить с ними контакт.

В любой экскурсии, с использованием транспорта, предусматриваются остановки для осмотра достопримечательности. Их количество оговаривается заранее во вступительном слове, пояснив их значение, заинтересовав экскурсантов необычностью объекта.

Во время остановки экскурсовод выходит первым, показывая пример группе и определяя направление ее движения к объекту. В тех случаях, когда в экскурсиях устраиваются другие остановки, например, санитарные или для приобретения сувениров, экскурсовод сообщает точное время (час и минуты) отправления автобуса. Необходимо требовать от экскурсантов соблюдения регламента проведения экскурсии, что влияет на график движения автобуса по маршруту. Если время стоянки по каким-то причинам сокращается или увеличивается, экскурсовод предупреждает об этом всем экскурсантам.

Во время разработки новой экскурсии определяется несколько вариантов расстановки экскурсантов возле объекта. Это делается на тот случай, если место, определенное методической разработкой, занято другой группой или солнце светит в глаза, мешая осматривать объект. В жаркое время рекомендовано располагать группу в тени. Иногда методика требует, чтобы для осмотра объекта было выбрано несколько точек: дальняя, если объект показывается вместе с окружающей средой или другими объектами; ближняя, если анализируются отдельные детали здания, сооружения, местности, объекта природы. Эти особенности отражаются в графе «Организационные указания методической разработки». Экскурсоводы заранее их изучают и уточняют всю информацию по поводу расстановки экскурсантов у объекта.

Если возле объекта работают несколько экскурсионных групп, то между ними должно быть сохранено такое расстояние, чтобы один экскурсовод своим рассказом не мешал другому, чтобы одна группа не заслоняла другой объект наблюдения.[22]

Передвижение экскурсантов между объектами осуществляется группой. Экскурсовод должен добиваться, что бы во время движения не нарушалась целостность гурппы. При ее растянутости не все услышат рассказ экскурсовода, его пояснения и логические переходы, которые излагаются в пути.

Темп движения группы зависит от состава группы (дети, молодежь, средний возраст, пожилые люди), от рельефа местности (подъем в гору, равнина, не асфальтированная дорога.) В пешеходной экскурсии темп движения экскурсантов медленный, неторопливый, так как объекты показа расположены рядом друг с другом.[23]

В автобусной экскурсии экскурсовод начинает движение не сразу, особенно если объект расположен в отдалении. Он дает возможность большинству экскурсантов выйти из автобуса и после этого в среднем темпе, во главе группы направляется к объекту. Подойдя к достопримечательности и дождавшись, когда соберется вся группа, экскурсовод начинает рассказ.

Экскурсовод руководит передвижением экскурсантов и в ходе их самостоятельного осмотра. Экскурсанты обходят вокруг объекта, чтобы самим прочитать надпись на нем, войти внутрь, увидеть особенные черты архитектуры. Эти передвижения экскурсантов обогащают их дополнительной информацией и новыми впечатлениями, дают возможность ощутить неповторимые черты объектов, особенности событий, которым посвящена экскурсия.[24]

Во время возвращения группы в автобус экскурсовод стоит справа от входа и пересчитывает экскурсантов, которые входят в салон, делая это незаметно.[25] Убедившись в том, что собрались все участники экскурсии, он входит в автобус последним и подает условный знак водителю о начале движения.

Нельзя пересчитывать экскурсантов, уже занявших места в автобусе. Это вносит ненужную нервозность, нарушая тем самым ход экскурсии.

Экскурсовод должен занимать место, откуда удобно наблюдать объекты показа, откуда будут видны все экскурсанты. Обычно это специально отведенное переднее сиденье рядом с водителем. Согласно технике безопасности стоять экскурсоводу и экскурсантам при движении автобуса запрещено.

На пешеходной экскурсии экскурсовод должен располагаться вполоборота к объекту. Проведение показа зрительно воспринимаемых объектов требует, чтобы они находились перед глазами экскурсовода, ведь он анализирует их на основе своих зрительных впечатлений.

В методической разработке указывается точное время, отведенное на раскрытие каждой под темы в минутах. Здесь предусмотрено все: показ объектов, рассказ экскурсовода, передвижение по маршруту к следующему и движение группы около наблюдаемых объектов. Для того, что бы экскурсоводу научится укладываться в определенное время, нужна практика проведения экскурсий с часами в руках. Помогает экскурсоводу хронометраж затраты времени на отдельные части экскурсии. На его основе, с учетом замечаний прослушивающего, экскурсовод вносит соответствующие поправки в свой рассказ. Из экскурсии убирается все лишнее, что ведет к перерасходу времени.[26] Иногда экскурсия сокращается по независящим от экскурсовода причинам, в этом случае материал необходимо в ходе экскурсии сократить, оставив все главное.

Рассказ во время движения в автобусе должен вестись экскурсоводом с использованием микрофона. Если в дороге микрофон сломался, то в этом случае материалы о ближайшем участке маршрута экскурсовод дает до начала движения, а в ходе движения сообщает только названия объектов или местности. При наличии важных объектов или населенных пунктов необходимо остановить автобус, выключить двигатель и только после этого давать пояснения. Это должно быть заранее согласовано с водителем.

Паузы имеют важное значение в экскурсии. Они должны быть между отдельными частями рассказа, рассказом и экскурсионной справкой в пути, логическим переходом и рассказом об объекте и событиях, с ним связанных.

У пауз есть следующие задачи:

а) смысловая, дается для обдумывания полученной информации. Необходимо давать ее после каждого объекта.

б) дать кратковременный отдых экскурсантам. в ней нет никакой смысловой нагрузки. Это особенно важно для тех, кто еще не привык к активной форме культурно-просветительской работы, как экскурсия.

в) свободное время, используемое для приобретения печатной продукции и сувениров, а также для санитарных остановок в продолжительных экскурсиях.

г) пауза для отдыха экскурсовода - делается каждые 45 минут.[27]

Портфель экскурсовода незаменимая часть большинства экскурсий. Все содержимое портфеля экскурсовода – фотографии, схемы, рисунки, копии документа, должны быть пронумерованы. Это определяет последовательность демонстрации данного объекта экскурсантам.

Объект может быть показан экскурсоводом с его рабочего места, передан в руки экскурсантов по рядам для более подробного ознакомления.

Иногда в соответствии с методической разработкой экскурсовод использует аудио и видео записи. Важно заранее проверить исправность аппаратуры, наличие необходимых записей, обеспечить слышимость для всех участников экскурсии.

Во время проведения экскурсий используются элементы ритуала (церемониала, выработанного народными обычаями). Экскурсанты в местах захоронений и мемориалов чтят память погибших минутой молчания, присутствуют при смене почетного караула, участвуют в шествиях и митингах, прослушивают траурные мелодии. Экскурсоводу необходимо знать порядок возложения цветов, прохождения экскурсантов в местах расположения братских могил и обелисков, участия в почетном карауле, в минуте молчания, правила поведения у Вечного огня и на местах захоронения героев гражданской, Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) и других войн. Перед началом экскурсии экскурсовод обо всем сообщает, подчеркивая значение соблюдения ритуала при посещении исторических мест.

Для того что бы экскурсия была хорошего качества необходимо тщательно продумать каждую мелочь. Если не продумать все детали, то экскурсия может оказаться испорченной, и ни методические приемы, ни увлекательный текст не исправят положение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: