Методика проведения экскурсии

Виды экскурсий:


• по профилю: ботанические, зоологические, анатомические, общебиологические, экологические;
• по форме проведения: урочные, внеурочные и внеклассные;
• по целям: ознакомительные, исследовательские, обобщающие;
• по времени: одно, двух-часовые, однодневные и многодневные.

Организация экскурсий всегда содержит следующие элементы:

а) подготовка учителя к экскурсии;
б) подготовка учащихся;
в) работа учащихся на экскурсии;
г) беседа с учащимися;
д) проверка и оценка знаний учащихся по материалам экскурсии.

Наряду с экскурсиями в природу существуют экскурсии в музеи, на выставки, в «океанариум» и т.д. Здесь свои особенности, т.к. их обычно проводят опытные и профессиональные экскурсоводы. Но в этом случае часто допускаются ошибка: учащиеся остаются только зрителями и слушателями, поэтому целесообразно план экскурсии составлять с методистом музея и обязательно обсудить увиденное и услышанное с учениками.

Методика подготовки к экскурсии

Экскурсии должны быть предусмотрены и продуманы учителем еще при составлении календарно-тематического плана. Нужно помнить следующие правила для того, чтобы экскурсия достигла своей цели:

1. Экскурсия - не прогулка, а обязательная часть учебных занятий.
2. Определить тему экскурсии, изучить место ее проведения, составить четкий план экскурсии.
3. Придерживаться темы экскурсии, не отвлекаясь на случайные вопросы.
4. Рассказывать только о том, что можно показать.
5. Избегать длинных объяснений.
6. Не оставлять учащихся только слушателями, а привлекать их к активной работе.
7. Не перегружать учащихся новыми названиями.
8. Уметь сконцентрировать внимание учащихся на нужном объекте.
9. Уметь вовремя прекратить экскурсию.
10. Закрепить материал экскурсии на последующих уроках.

За несколько дней до экскурсии учитель определяет тему и продумывает структуру экскурсии, сопоставляя с учебным материалом, выбирает место экскурсии, определяет маршрут и проходит по нему, подбирая нужные объекты, места остановок, составляет план экскурсии, вопросы содержания и методы проведения, маршрут и объекты для наблюдений, вопросы для беседы. Перед проведением экскурсии учитель может показать маршрут (особенно, если экскурсия выездная - это делается с целью ориентировки).
Учитель должен сформировать у учащихся следующие правила поведения: отмечать, запоминать (но не рвать, не собирать), наблюдать (но не ловить), птичьи гнезда не фотографировать, не шуметь, не бегать, не лазать без надобности по деревьям, не причинять вреда. Учитель и учащиеся должны помнить о том, что многие виды растений и животных, которые 20-30 лет назад были обычными, сейчас стали редкими и исчезающими.
На экскурсиях по биологии легко осуществить индивидуализацию обучения, применить дифференцированный подход, что позволяет учесть разносторонние интересы учащихся. Экскурсии дают большие возможности для ознакомления учащихся с научными основами охраны природы, дают возможность приобщить учащихся к труду, вооружить их умениями и навыками использования биологических закономерностей в практической деятельности.

Игры, которые можно использовать на экскурсии

1. «Ботаническая эстафета»: играющие садятся в круг, ведущий объявляет, что все участники игры, начиная с первого, должны назвать по одному растению, причем каждое следующее слово начинается с последней буквы предыдущего слова.
Можно видоизменить эту игру, прибавив к названию растения место, где оно растет.
2. Подобным образом можно провести «Зоологическую эстафету».
3. «Проверь свою наблюдательность»: на экскурсии руководитель выбирает наиболее интересный уголок природы и предлагает ученикам внимательно рассмотреть его, затем повернуться в противоположную сторону,и рассказать о том, что он запомнил.
4. «Птичьи силуэты»: для этой игры заготавливаются не сколько карточек с симметричным изображением птиц. Ведущий показывает силуэты птиц,а участники должны правильно определить их принадлежность.
5. «Учись различать запахи»: подбираются душистые листья или плоды, веточки, грибы, лук. По запаху определяется растение.
6. «Что знаешь и чего не знаешь»: подготовить несколько рисунков с изображением животных в несвойственных для них условиях. Объяснить ошибки.
7. «Инвентаризация»: подсчитать видовое разнообразие определенного участка.
8. «Отгадай растение»: раздаются карточки с описанием растений, а учащиеся по признакам должны определить о каком растении идет речь.
9. «Вспомни увиденное»: задаются вопросы об увиденных по пути растениях и животных. Кто быстрее и правильнее даст ответ, тот выигрывает.
10. «Будь внимателен»: ведущий каждому дает название растения и говорит, где оно растет. Если он сказал правильно, то играющий должен сказать «да», а если неправильно-«нет». Выигрывает тот, кто без ошибок ответил на все вопросы ведущего.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: