Информационная составляющая постнекласс картины мира

Этот параметр был введен в середине 20 в в кибернетике. Фудаментальный уровень – физический. В физике с помощью понятия информации описываются процессы в физике, противоположные энтропийным. Энтропия характеризует меру беспорядка в состоянии физической системы. Тогда информация – мера порядка, поэтому информацию называют отрицательная энтропия или неэнтропия. С увеличением энтропии теряется информация. Сейчас больше количественных теорий информации, чем смысловых. Утверждается значимость информации – это самостоятельная характеристика. Этимология – information – внутренняя форма. Термодинамика – до сих пор источник новаций

Новации в социальном статусе науки:

1. Формируется мир высоких технологий. Это конвергенция (схождение) науки и технологии – наукоемкие средства. Мир высоких технологий охватывает все с тороны жизни современного человека. + высокий экономический эффект.

2. Технопарки, наукограды (силиконовая долина). Градообразующим элементом становится научно-исследовательская деятельность. Технопарки - финансируемые конгломераты, проводящие исследования в сфере высоких технологий.

19.12.2012

Study.urfu.ru\view\aid_view.aspx?Aid|d=10894

Рассмотрели сдвиг в проблематику истории науки. Наряду с попыткой превратить фил науки в ист науки есть несколько тенденций.

Наука как феномен культуры.

План:

1.природа науки в концепции культурно-исторических типов.

2.универсализм и европоцентризм как методологические позиции в отношении науки.

3.культуродогический подход в современной философии науки.

4.наука как элемент в системе культур, предлагали абстрагироваться от культурного шума. НО наука – это элемент культуры, который не механический суммируется в культуру, а зависит от других составляющих – от религии, музыки, искусства. Если абстрагироваться – невозможно понять суть науки. Нельзя считать, что наука независима от культуры.

Авторы подхода говорят: забываем главное, что наука – то элемент культуры. Гачев «Национальные образы мира». К. Свасьян «Становление европейской науки».И. Элкана «Антропологический подход к науке» - позитивизм задал высокомерное отношение к другим подходам. Данилевский «Россия и Европа».

Шпенглер, теория КИТов:

Всемирной истории нет, есть история культур. Своеобразия клуьтуре придают разные составляются. В каждой культуре они могут иметь разную роль. Если брать науку – это Др Гр, а Др Рим – нет. Аристотелевская физика могла возникнуть только в культуре, которая вращалась в пластике единичных тел, связанной с отсутствием исторического мировоззрения. Динамика Ньютона – только в западноевропейской культуе. Она отвечает динамизму и историзму мировоззрения. Есть корреляции между наукой и принципами гос устройства. В эти взаимозависимости вписана и наука. Химия могла возникнуть только в арабской культуре, т к она направлена на мистику. Нет елиной математики – математик столько, сколько культур. Нет науки вообще – о ней нельзя рассуждать. По своей природе наука зависит от культуры, в которой она роджается и существует. Философия должна занималься сравнением различных КИТов науки. Сравнительный метод для изучения природы науки. В основе каждой культуры – экономика, религии, право, техника, искусство и наука.

Данилевский (?):

Нарождается новый КИТ – славянство. У него огромное будущии. Это единственный КИТ, который сумеет развить до высшего уровня все составляющие культуры, в т ч науку.

Шпенглер считает, что европейцам свойственна методологическая близорукость – они склонны выдавать европейское за общечеловеческое. Критиковал Канта – для африканского и арабского народа его априорные формы чувственности ничего не значат.

Гуссерль – новый тип рациональности связан с тем, что наука стала полагаться на факты, и отстранилась от философии. Раскрывая природу науки приходит к выводу, что античный тип рациональности выстроен на теоретико-созерцательном отношении человека к миру. Наука – это явление сугубо европейсткое, зародившееся в древней Греции. Восток может развивать науку, только заимствуя ее у запада.

Поппер «Миф концептуального каркаса.» - в истории человека было выработано средство понимания между культурами – это наука. Он тоже считает науку порождением европейской культуры.

Шепнглер квалифицирует это как европоцентризм.

Универсализм – наука это конечно элемент культуры, т к в человеческом бытии всё, что им сотворено – это культура. Но наука это такая культурная форма, которая по своей природе носит общечеловеческой интернациональный, универсальный характер.

Вернадский отстаивал позицию универсализма. Тоже считал, что нет всемирной истории, но применительно к науке – есть общая логика развития, которая преодолевае т все возможные движения вспять. Общезначимость науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: