Вопрос 15 Классификация психологических экспериментов по различным основаниям

Вопрос

Псих. информация может быть представлена в виде различных знаний и соц.окружение человека,его псих.особенностях,проф.деятельности,мотивах поведения. Особенности:

1.это инф.создаётся людьми и передаётся человеку через предмет слова или жест.

2.основная цель передачи инф.заключ. в воздействие регуляции или изменении действия человека.3.это инф.может как обьединить так и разьединить чел.с другими людьми.Важнейшее свойство заключается в том что после ёё усвоение человеком она становится основой процесса его саморегуляции. Виды: 1. субьективные-личностные знания о людях которые Чел.получает в процессе своей жизни «житейский знание».2. социально-обусловленые знания о людях которые Чел.получает в определенных специфических относительно замкнутых групп и людей.3. обобидное знание о людях которое получено в ходе ислед.Это самый высокий уровень псих.инф.

Вопрос

Я.А.Понамарев анализируя развития современной психологии выделил три типа псих. знаний:1. Созерцательно-описательное знание формируется в житейском опыте и фиксирует поверхностность явлений т.е. этот тип похож на «житейские зание».2. Эмпирический тип знаний-фиксирует способ практического воздействия на обьект исслед. приводящих к определённому эффекту.3. действенно-преобразующий тип-связан с выработкой обьктивных критерий.

Вопрос.

Получение псих.инф. в работе психолога это особая организация его взаимодействие с клиентом в процессе которого могут быть получены данные отражающие псих. особенности клиента, по результатам наблюдение, беседы, эксперимента, психодиагностических методик.

Вопрос

Основными методами получения психологической информации являются наблюдение и эксперимент.

Наблюдение – один из основных методов сбора первичной информации, состоящий в систематическом и целенаправленном восприятии и фиксировании психических явлений в определенных условиях.Необходимые Условия для использования метода: четкий план наблюдения, фиксация результатов наблюдения, построение гипотезы, объясняющей наблюдаемые явления, и проверка гипотезы в последующих наблюдениях.Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт)– один из основных методов сбора первичной информации, характеризующийся тем, что исследователь планомерно манипулирует одной или несколькими переменными (или факторами) и фиксирует сопутствующие изменения в проявлении изучаемого явления.Лабораторный эксперимент проводится в специальных условиях, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может и не знать.

5. понятие о методологии психологического исследования. В переводе с греческого методология обозначает наука о методе. В современной литературе методология чаще обозначает учение о принципах построения формах и способоах научно-познавательной деятельности. Методология науки даёт характеристику компонентов научного исследования - его объекта предмета, задач исследования и т.д. а так же формирует представления о последовательных действиях исследователя в процессе решения научной задачи различают 3 уровня методологии: 1) философский, его содержание составляют общие принципы познания и характерный строй науки в целом. 2) общенаучная методология, она представляет собой теоритические концепции которые применимы ко всем или к большенсвам научных дисциплин. 3) конкретно научная методология, это совокупность методов принципов и процедуо применимых в какой либо специальной научной дисциплине. Методология психологии – это концептуальное изложения цели, содержания методов исследования, которая обеспечивает получение максимально объективной, точной систематизированной информации о психических явлениях.

7. основные виды классификаций психологического исследования. Выделяют 2 основных вида классификации методологии исследования: 1) классифицирует виды исследований но их методологическим основаниям: а) прикладное-психологическое исследование, предназначен для решения конкретных задач, б) эмпирическое исследование, его основная цель сбор психологических данных различными способами. В) теоритическое исследование, цель раскрытие путём умозаключений сущности и закономерности взаимодействия психических явлений. 2) так же классифицируют их по цели исследования и выдвинутых в нём задач: а) пилотажные исследования, используеться всего несколько методик и группы небольшие, б) описательные исследования она предназначено для получения комплексных имперических сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом объекте. В) аналитические исследования, основной целью ясл не только получение эмпирических данных и и описание структуры изучаемого явления, но и выявления причин которые лежат в его основе.

8. классификация Ананиева: 1) органицациоонные, 2) эмпирические, 3) способы обработки данных, 4) интрепритационные. К организационным методам относятся сравнительные, комплекстные методы проведение исследования. 3) методы мат статистики анлиза 4) генетический метод и и различные структурные методы.

10.Основные признаки психологического исследования. Понятие о выборочном методе. Выбор методов для получения первичной информации. Различают 2 признака психологического исследования: 1) это наличие или отсуствие взаимодействия между испытуемым и исследователем или интенсивность этого воздействия. 2) это объективность или субъективность самой процедуры крайними вариантами измерения (тестов) Выборочный метод позволяет делать заключения о характере респределения изучаемых признаков генеральной совокупности на основании рассмотрения некоторых её частей.

11.Понятие о научной теории и её компонентах. Основные требования, предъявляемые к научным теориям,классификация научных теорий. Теории явл внутренне непротиворечвой системой знаний по части реальности предмета теории. Теория выступает в качестве высшей формы научного знания. Каждая теория включ след компоненты: 1). исходная эмпирическая основа, это различч факты или эмпрические закономерности. 2) пасис теории, это множество первичных условных допущений (аксиом, постулатов, гипотез) которые описывают идеализированный объект теории. 3) логика теории это множество правил логического вывода, котор допустим в рамках теории.4) основные теоритические знания или множество выдел теорий утвердений.В основе любой теории лежат представления о неокм идеальном объекте обладающем некими определёнными свойствами их проявлениями в этом смысле. Идеализированный объект теории представляет собой знаково символическую модельчасти реальности, поэтому законы формулировки теории на самом деле описывают не реальность, а идеальный объект. По способу построения различают 2 вида теории: 1) аксиомотические, стоятся на системе аксиом, 2) гипотетико-дедуктивные, стороятся на предположениях котор имеют эмпирическую и индуктивную основу. Другая классификация подразделяет теорию на спец. Виды:!) качественные, они строятся без первичного математического аппарата. 2) формализованные, они используют в своей структуре математический аппарат. 3) формальные, стокастическая теория тесха.

12.Понятие о научных проблемах, основные виды проблем. Процедура и порядок формулирования и обоснования проблемы исследования. научная проблема — это форма научного знания, содержание которой составляет то, что еще не познано человеком, но что нужно познать, т. е. это знание о незнании, это вопрос, возникший в ходе познания или практики и требующий научно-практического решения. В проблеме соединяется ее эмпирическая и теоретическая основа. Проблемы бывают объективные и субъективные, внутренние и внешние Объективная-Отсутствие денег, болезнь, нехватка времени,Субъективная-Жизненное затруднение, воспринимаемое сквозь призму страха, или чувство страха, рисующий жизненные затруднения,Внешние-Проблемы, причину которых человек видит в чем-то для него внешнем,Внутренние-душевные, психологические и личностные проблемы

13.Понятие о гипотезе исследования. Основные виды гипотез, их классификация. Порядок формулирования гипотезы исследования. Гипотеза – это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Формулируя гипотезу, исследователь строит предположение о том, каким образом намеревается достичь поставленной цели. По функциям в познавательном процессе различают гипотезы: (1) описательные и (2) объяснительные. По объекту исследования различают гипотезы: общие и частные. Общей гипотезой называют обоснованное предположение о закономерных связях и об эмпирических регулярностях. Частная гипотеза – это обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных событий и явлений. Классификация: контргипотеза, конкурирующая гипотеза, точная экспериментальная гипотеза, экспериментальная гипотеза о мах и мин величине, экспер. гипот. об абсолютных и пропорциональных отношениях, экспер. гипот. с 1 отношением, комбинированная эксперем. гипотеза. Основные требования к формулировке гипотез: быть совместимой со всеми фактами, которых она касается, При выдвижении гипотез, необходимо сознавать вероятностный характер ее выводов, Не должна противоречить ранее установленным научным фактам, Должна быть проста, Должна быть проверяема при данном уровне теоретических знаний, методологической оснащенности и практических возможностей исследования.

14. Эксперимент как метод исследования в науке. Понятие о психологическом эксперименте и его специфика. Эксперимент- это способ познавательной деятельности в науке, состоящий в активном воздействии на исследуемое явление путём преобразования или изоляции каких-либо условий сущ.явл.В науке эксперимент выступает одновременно как метод познания окруж. действительности. Основной задачей псих. исслед. должно быть раскрытие причинно-следственных связей, проявление псих. качества и условиями. Психологический эксперимент - это один из основных исследовательских методов, который заключается в точном учёте изменений характеристик независимых переменных, влияющих на объект или предмет изучения.Проведение эксперимента всегда предполагает создание особой экспериментальной ситуации путём изменения обычных условий функционирования объекта исследования.Общая логическая схема психологического эксперимента заключается в том, чтобы при помощи специально подобранной группе испытуемых, подищенной экспериментальной ситуации..проследить направление, величину и устойчивость проявления определённых характеристик изучаемого объекта. Таким образом: основная задача эксперимента заключается в выявлении неслучайных связей между внешними факторами среды(независимая переменная) и определёнными характеристиками объекта(зависимая переменная) Различают: лабораторные и естественные эксперименты, линейные и параллельные эксперименты.

Вопрос 15 Классификация психологических экспериментов по различным основаниям

По характеру эксперименты подразделяются на лабораторные и естественные (полевые):

1. Лабораторный эксперимент является основной формой псих исследования. Это экспериментальное исследование, которое осуществляется в искусственно-созданных условиях со специально отобранной группой испытуемых, в этом случае исследователь сам искусственно вызывает изучаемое явление и повторяет при необходимости всё это столько раз, сколько необходимо. Участники лабораторного эксперимента (испытуемые) всегда информированы о проведении исследования.

2. Естественный или полевой Э. при проведении естественного эксперимента объект исследования находится в нормальных естественный условиях своего функционирования и члены экспериментальной группы, как правило, не информированы о том, что они участвуют в исследовании, решение об их информативности принимает экспериментатор. Оно зависит от целей и задач ис-я и от того в какой мере эта информативность может повлиять на ход и рез-ты эксперимента. В условиях естественного эксперимента часто необходимо применять различные способы маскировки экспериментального воздействия.

По логической структуре док-ва гипотез различают линейные и параллельные эксперименты:

1. Для линейного экс-та хар-но то, что в ис-и участвует только одна группа испытуемых, при этом в начале эксперимента, когда фиксируются первоначальные показания параметров объекта и-я, она выступает в качестве контрольной группы, затем после проведения экспериментальных воздействий, изменений условий функционирования вновь фиксируются необходимые показатели и тогда эта группа выступает в качестве экспериментальной группы, полученные данные сравниваются с первоначальными рез-тами.

2. Параллельный эк-т. Одновременно участвует 2 группы испытуемых: контрольная и экспериментальная. Этот вид эк-та является классическим при проведении большинства псих ис-ий. Состав этих групп должен быть полностью идентичен по изучаемым показателям и по всем другим хар-кам. При проведении параллельного эк-та условия функционирования и характеристики контрольных групп остаются неизменными под действием факторов и условий создаваемых эк-том ситуаций. После завершения эк-та, полученные показатели обеих групп сравниваются и делаются выводу о причинах, особенностях и спец прошедшим измерениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: