ТЕМА 2.Психологическое сопровождение агрессивных младших школьников

ТЕМА 1. Особенности организации взаимодействия с семьями

Детей группы риска

Вопросы для письменных ответов

1. Попробуйте дать характеристику семье, воспитывающей ребенка группы риска.

2. Перечислите основные ошибки воспитания, совершаемые современными родителями.

3. Заполните таблицу (Рекомендации: при заполнении строки таблицы увеличить).

1. Попробуйте дать характеристику семье, воспитывающей ребенка группы риска.

«Группа риска» - это категория семей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества. Основной причиной попадания ребенка в семью группу риска, являются сложные жизненные обстоятельства:

пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение;

устройство в квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов;

убийство одного из родителей на глазах детей другим родителем;

жестокое обращение с детьми (побои);

побеги из дома, конфликты со сверстниками.

Семьи группы риска характеризуются:

1. Слабой способностью членов этих семей к анализу того, что происходит в семье, неспособностью по этой причине выдвигать цели по улучшению жизни семьи и достигать эффективных результатов.

2. Слабой способностью обсуждать словесно проблемы семьи; члены этих семей плохо понимают, когда психолог пытается им объяснить на словах, как можно улучшить жизнь семьи, и в чем причины неблагополучия.

3. Засильем в семье эмоций, связанных с достижением власти, доминированием, агрессией в противовес эмоциям, связанным с любовью, заботой, взаимопомощью.

4. Высокой степенью риска по отношению к проблеме приема алкоголя и наркотиков.

Подчас члены этих семей не верят, что они могут что-то изменить в своей судьбе и судьбе своих близких. Поэтому первым и необходимым этапом работы является развитие надежды. Для этого следует рассказать членам семьи несколько историй о семьях, жизнь которых была похожа на нынешнюю жизнь семьи, но потом изменилась к лучшему. Следует рассказать о шагах, которые предпринимали люди в этой семье, о том, какие были неудачи, и что именно помогало, а что нет. Истории должны быть понятными, вызывать эмоциональный отклик, короткими, чтобы не утомить людей. В связи с этим применительно к практике консультативной работы с семьями можно выделить специальную исследовательскую задачу - сбор, анализ и систематизации подобных историй, составление сборников подобных историй применительно к разным проблемам.

2. Перечислите основные ошибки воспитания, совершаемые современными родителями.

Часто встречающиеся ошибки в семейном воспитании условно можно разделить на три группы:

1) неправильные представления родителей об особенностях проявления родительских чувств (родительской любви);

2) недостаточная психологическая компетентность родителей о возрастном развитии ребенка и адекватных ему методов воспитательного воздействия;

3) недооценка роли личного примера родителей и единства предъявляемых требований к ребенку.

ТЕМА 2.Психологическое сопровождение агрессивных младших школьников

Вопросы для письменных ответов

1. Назовите основные этапы психологического сопровождения агрессивных младших школьников.

В качестве этапов агрессивного состояния ученые выделяют:

1) подготовку к агрессии;

2) процесс осуществления агрессии;

3)оценка результатов.

2.Назовите известные вам методы диагностики агрессивности детей младшего школьного возраста.

Экспериментальные методы изучения агрессии предусматривают изучение последней в контролируемых и управляемых условиях. Существует несколько основных методов:

1. Игровые методики (Bandura, Ross, Joseph, Kane, Nacci, Klapper etc.), напр. эксперименты с куклой «Бобо», когда ребенку демонстрируют видеозапись с кадрами нападения на большую куклу. После демонстрации фильма испытуемого оставляют в комнате с такой же куклой и фиксируют его реакцию.

2. Вербальное «нападение» на других (испытуемого сначала каким-либо образом фрустрируют, а потом дают возможность посчитаться со своим обидчиком в письменной форме. Полученные тексты анализируются на предмет агрессивных высказываний).

3. «Безопасное», не причиняющее реальный вред нападение на другого человека (имитация нападения по просьбе экспериментатора).

4. Якобы причиняющее реальный вред нападение (напр. это эксперимент «учитель-ученик» или «машина агрессии», когда испытуемые, сознательно введенные в заблуждение экспериментатором, действуют, искренне веря в то, что они могут каким-то образом причинить реальный вред другому человеку, хотя на самом деле это не так. Суть этих экспериментов заключается в том, что испытуемому предлагается контролировать поведение другого незнакомого человека, выполняющего то или иное задание. Если задание не выполняется должным образом, а оно, по условиям эксперимента, так не выполняется, испытуемому следует наказывать нерадивого ученика ударом электрического тока. При этом испытуемый имеет возможность воспринимать реакцию страдания своего ученика, каковой обычно является имитация криков боли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: