Младших школьников

Вопросы для письменных ответов

1. Назовите основные причины проявления тревожности в младшем школьном возрасте.

Известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность). Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становиться тревожным. Одной из причин выступает неудовлетворенность ребенка общением со взрослыми, прежде всего с родителями и со сверстниками. Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, отсутствие тесных эмоциональных контактов с родителями приводит к формированию у ребенка тревожно-пессимистических личностных ожиданий. Их характеризует неуверенность малыша, чувство незащищенности, иногда страх в связи с прогнозируемым отрицательным отношением взрослого.

Усилению в ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей и воспитателей, так как они вызывают ситуацию хронической неуспешности. Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, ребенок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность. Еще один фактор, способствующий формированию тревожности, - частые упреки, вызывающие чувство вины (“Ты так плохо вел себя, что у мамы заболела голова”, “Из-за твоего поведения мы с мамой часто ссоримся”). В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями.

Другой существенной причиной, вызывающей эмоциональное неблагополучие, является индивидуальные особенности ребенка, специфика его внутреннего мира (впечатлительность, восприимчивость, ведущие к возникновению страхов) (Е. Гаспарова).

Причины тревожности

1) Внутренний конфликт

2) Нарушение детско-родительских отношений.

2. Дайте характеристику тревожному ребенку.

Портрет и характеристика тревожного ребёнка

1) Внимание чрезмерно обращено на себя

2) Частые страхи и сомнения по поводу правильности выполненного действия

3) Неверное восприятие требований, предъявляемых окружающими и боязнь их не выполнить

4) Чрезмерная самокритика и стремление к совершенству

5) Недооценка собственных возможностей и способностей

6) Приписывание угрожающих признаков любой двусмысленной ситуации

7) Когнитивные искажения

8) Ограниченное выражение чувств

9) Импульсивность поведения

10) Скрытие проблемы

11) Отрицание существования проблем

12) Скрытая агрессия

13) Соматические жалобы

а) Боли в животе

б) Головокружения

в) Головные боли

г) Спазмы в горле

д) Затруднённое поверхностное дыхание

е) Сухость во рту

ё) Ком в горле

ж) Слабость в ногах

з) Учащённое сердцебиение.

14) Сильное мышечное (мускульное) напряжение и беспокойство

15) Внутреннее возбуждение по признакам, связанным с высшей нервной системой

16) Утомляемость

17) Раздражительность

18) Плохое настроение

19) Слезливость

20) Нарушения сна

21) Депрессия

22) Энурез

23) Излишний контроль ребёнка со стороны его родителей

24) Тревожность и напряжённость родителей ребёнка

25) Напряжённое вглядывание во всё, что находится вокруг

26) Робкое, почти беззвучное приветствие

27) Неловко присаживание на краешек ближайшего стула

28) Ожидание неприятностей

29) Удержание своих проблем «при себе»

30) Чрезмерное беспокойство (относительно самого события/относительно его предчувствия)

31) Частое ожидание самого худшего

32) Чувство беспомощности

33) Боязнь играть в новые игры

34) Страх приступать к новым видам деятельности

35) Высокие требования к себе

36) Низкий уровень самооценки

37) Поиск поощрения и одобрения взрослых во всём

38) Неспособность долго работать, не уставая.;39) Трудности в сосредоточении на чём-то.;40) Любое задание вызывает у ребёнка излишнее беспокойство.;41) Во время выполнения заданий ребёнок очень напряжён и скован;42) Частое смущение;43) Частые разговоры о напряжённых ситуациях;44) Покраснение лица в незнакомой обстановке;45) Жалобы на страшные сны.;46) Холодные и влажные руки;47) Нередкое расстройство стула;48) Сильная потливость во время волнения.;49) Отсутствие хорошего аппетита;50) Беспокойный сон

51) Трудное засыпание

52) Пугливость

53) Беспокойство

54) Лёгкая расстраиваемость

55) Частая неспособность сдержать слёзы

56) Плохая переносимость ожидания

57) Нежелание браться за новое дело;58) Неуверенность в себе и своих силах.;59) Боязнь столкнуться с трудностями.

Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью. Так, ребенок может тревожиться: пока он в саду, вдруг с мамой что-нибудь случится.Тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя этого, что дети выполнить не в состоянии, причем в случае неудачи их, как правило, наказывают, унижают («Ничего ты делать не умеешь! Ничего у тебя не получается!»).

Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, например рисования, в которой испытывают затруднения.

У таких детей можно заметить заметную разницу в поведении на занятиях и вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы воспитателя тихим и глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их, может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Как правило, возникает длительное возбуждение: ребенок теребит руками одежду, манипулирует чем-нибудь.

Тревожные дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера (они грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы, занимаются онанизмом). Манипуляция с собственным телом снижает у них эмоциональное напряжение, успокаивают.

Распознать тревожных детей помогает рисование. Их рисунки отличаются обилием штриховки, сильным нажимом, а также маленькими размерами изображений. Нередко такие дети «застревают» на деталях, особенно мелких.

У тревожных детей серьезное, сдержанное выражение лица, опущенные глаза, на стуле сидит аккуратно, старается не делать лишних движений, не шуметь, предпочитает не обращать на себя внимание окружающих. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Родители сверстников обычно ставят их в пример своим сорванцам.

3. Опишите основные направления работы психолога с тревожными детьми.

Коррекционную работу с тревож­ными детьми целесообразно проводить в трех основ­ных направлениях: во-первых, по повышению самооцен­ки ребенка; во-вторых, по обучению ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения; и, в-третьих, по отработке навыков владения собой в ситу­ациях, травмирующих ребенка.

Работа по всем трем направлениям может проводиться либо параллельно, либо, в зависимости от выбранного взрослым приоритета, постепенно и последовательно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: