Принципы обучения специальным дисциплинам

В качестве основополагающих, общепризнанных принципов обучения можно выделить следующие:

Принцип научности. Суть его в том, что содержание образования должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность. Для реализации данного принципа обучающему необходимо: глубоко и доказательно раскрывать каждое научное положение изучаемого материала, не допуская ошибок, неточностей и механического зазубривания обучающимися теоретических выводов и обобщений; показывать значение изучаемого материала для понимания современных общественно-политических событий и их соответствия интересам и стремлениям народа.

Принцип практической направленности предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал обучающихся использовать полученные знания в решении поставленных задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды. Для этого используется анализ примеров и ситуаций из реальной жизни. Одним из направлений реализации данного принципа является активное подключение обучающихся к общественно полезной деятельности в ВУЗе.

Принцип доступности заключается в необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в учебном процессе и недопустимости его чрезмерной усложненности и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным. Сделать обучение доступным - значит: правильно, определить степень теоретической сложности и глубины изучения программного материала, количество учебного времени, отводимого для изучения каждого предмета с учетом его важности и сложности и обеспечения его глубокого и прочного усвоения. Преподаватель должен в процессе обучения компактно и доходчиво излагать материал, связывать с жизнью и умело подводить обучающихся к теоретическим выводам и обобщениям.

Суть принципа наглядности обусловлена рядом факторов:

-наглядность обучения вытекает из того, что оно выступает для обучающихся как средство познания окружающего мира, и поэтому процесс этот происходит более успешно, если основан на непосредственном наблюдении и изучении предметов, явлений или событий.

-познавательный процесс требует включения в овладение знаниями различных органов восприятия. По мнению Ушинского, наглядное обучение повышает внимание обучающихся, способствует более глубокому усвоению знаний.

- наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более легким. Многие сложные теоретические положения при умелом использовании наглядности становятся доступными и понятными для обучающихся.

Принцип сознательности и активности состоит в умелом использовании разнообразных приемов, способствующих возбуждению потребности и интереса к овладению знаниями, придание учебному процессу проблемного характера. Для сознательного и активного овладения знаниями необходимо: приучать обучающихся к постановке вопросов, как перед преподавателем, так и для самостоятельного ответа и разрешения; выработать у обучающихся самостоятельный подход к изучаемому материалу, глубоко продумывать те теоретические выводы и понятия, мировоззренческие и морально - эстетические идеи, которые имеются в его содержании. Решить эту задачу нельзя, если преподаватель не сумеет возбудить и поддерживать познавательную активность и сознательность обучающихся в процессе обучения.

Суть принципа систематичности и последовательности заключается в обеспечении последовательного усвоения обучающимися определенной системы знаний в разных областях науки, систематическое прохождение вузовскоого обучения. Обеспечение систематичности и последовательности обучения требует глубокого осмысления обучающимися логики и системы в содержании усваиваемых знаний, а также систематической работы по повторению и обобщению изучаемого материала.

Принцип прочности отражает ту особенность обучения, в соответствии с которой овладение знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями достигается только тогда, когда они, с одной стороны, обстоятельно осмыслены, а с другой - хорошо усвоены и продолжительное время сохраняются в памяти. Прочность обучения достигается, прежде всего, тогда, когда обучающиеся совершают в процессе обучения полный цикл учебно-познавательных действий: первичное восприятие и осмысление изучаемого материала, его последующее более глубокое осмысление, проведение определенной работы по его запоминанию, применение усвоенных знаний на практике, а также по их повторению и систематизации. Для прочного усвоения знаний большое значение имеет систематически осуществляемая проверка и оценка знаний обучающихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: