Проблемное обучение - это такая организация процесса обучения, сущность которой заключается в образовании в учебном процессе проблемных ситуаций, выделения и решении студентами проблем.
Особенностью проблемного обучения является также то, что оно изменяет мотивацию познавательной деятельности: ведущими становятся познавательно-побудительные (интеллектуальные) мотивы Интерес к обучению возникает в связи с проблемой и развертывается в процессе умственной работы, связанной с поисками и нахождением решения проблемной задачи или совокупности задач На этой основе возникает внутренняя заинтересованность, превращаются в фактор активизации учебного процесса и эффективности обучения Познавательная мотивация побуждает человека развивать свои склонности и возможности.
Этапы проблемного обучения в высшей школе
Постановка педагогом проблемных ситуаций ставит своей целью активизацию усилий учащихся по разрешению соответствующего противоречия. В педагогической теории считается, что продуктивную познавательную деятельность учащегося в условиях проблемной ситуации и, соответственно, процесс проблемного обучения можно свести к следующим основным характерным этапам:
|
|
-возникновение (постановка) проблемной ситуации;
осознание сущности затруднения (противоречия) и постановка проблемы (формулировка проблемной задачи);
-поиск способа решения проблемной задачи путем итерации догадок, гипотез и т.п. с попыткой соответствующего обоснования;
доказательство гипотезы;
-проверка правильности решения проблемной задачи.