Существует несколько методов определения причин конфликтного поведения с последующей разработкой способов их устранения. Одним из них является метод картографии конфликта. Суть этого метода заключается в графическом отображении всех составляющих конфликта; в дальнейшем анализе поведения участников конфликта; в формулировке проблемы потребностей и опасений участников и, наконец, способов устранения причин конфликта.
Работа в этом направлении состоит из нескольких этапов.
На первом этапе в общих чертах описывается проблема, определяется причина конфликта. Например, проблема во взаимоотношениях начальника и подчиненного (начальник оказывает постоянное давление на подчиненного), причина конфликта — различия в их психологических особенностях.
На втором этапе выявляются главные участники конфликта (например, два сотрудника организации — начальник и подчиненный, отдельные целые команды, отделы, группы, организации; смесь групповых и личных категорий, например начальник и группа подчиненных).
|
|
На третьем этапе перечисляются основные потребности и опасения, связанные с этими потребностями, всех основных участников конфликтного взаимодействия. Поступки людей определяются их потребностями, желаниями, мотивами, которые необходимо установить. Графическое отображение потребностей и опасений участников конфликта расширяет возможности и создает условия для принятия эффективных решений по управлению конфликтом.
На рисунке приведены форма и пример заполнения «Карты конфликта», в котором участвуют 3 субъекта — начальник отдела, сотрудник и коллектив отдела. Представленная ситуация такова.
В экономический отдел акционерного общества поступил на работу новый сотрудник. Отдел состоит из 9 человек — женщин. Руководит отделом Лопатенко Ж.Ф. — женщина предпенсионного возраста, давно и успешно работающая в организации. Новый сотрудник, Денисова Е.Н. — молодая, симпатичная женщина, закончившая экономический институт. Ее приход был встречен достаточно дружелюбно и, в первую очередь, начальником. Лопатенко Ж.Ф. некоторое время «по-матерински» опекала новую сотрудницу, которая усердно старалась проявить творческую инициативу, новые знания, самостоятельность; ее вскоре заприметило высшее начальство. И вдруг, по непонятным для Денисовой Е.Н. причинам, наступил резкий перелом в их взаимоотношениях. Лопатенко Ж.Ф. стала постоянно придираться к Денисовой Е.Н., стараясь унизить ее как личность, не давала спокойно работать. Перед Денисовой Е.Н. встал вопрос: что делать и не перейти ли на работу в другое подразделение?
Другие сотрудницы отдела внешне не реагировали на ситуацию. По своему характеру их начальник Лопатенко Ж.Ф. была достаточно властным человеком.
Приложение 7