Прямое эк. Регулирование деятельности предприятий

Прямое государственное регулирование бывает административным и экономическим. Экономическое государственное регулирование включает в себя, как правило, следующие основные элементы: прямые государственные субсидии; долевые инвестиции и смешанное финансирование; государственное предпринимательство; государственное планирование и прогнозирование. Важным фактором прямого государственного регулирования экономики является антимонопольная политика и защита конкуренции.

В мировой экономике выделяются две организационно-правовые формы государственных предприятий: основанные в соответствии с нормами публичного права; основанные в соответствии с нормами частного права, капитал которых либо полностью принадлежит государству, либо является смешанным.

Государственные публичные предприятия — юридически самостоятельные предпри- ятия, создаваемые специальными законодательными актами. Их капитал не разделен на ак- ции или доли и целиком принадлежит государству. Государство отвечает по долгам пуб- личных предприятий, а управляющие ими лица не самостоятельны и подчиняются вышестоящим органам государственного управления, ориентируясь не на решение задач, имеющих узко коммерческий характер, а на реализацию общественных целей. Вследствие этого публичные предприятия, как правило, имеют низкую рентабельность или убыточны.

Существуют следующие основные типы государственных экономических программ: конъюнктурные, имеющие целью решение проблем текущей сбалансированности и экономики; структурные, имеющие целью решение ключевых проблем национальной или региональной экономики.

Планирование и реализация конкретных мероприятий государственных программ осуществляются при помощи государственного заказа.

Непосредственно к программированию, как методу государственного регулирования, примыкает планирование. В отличие от директивного планирования, при котором государственный план приобретает силу закона и становится обязательным для всех звеньев народного хозяйства, общегосударственное планирование в странах с развитой рыночной экономикой носит индикативный характер.

Разрабатываемые планы формально законами не являются и представляют государственные программы, которые ориентируют и мобилизуют отдельные звенья экономической структуры на их выполнение в общенациональ- ных интересах.

Косвенное государственное регулирование включает в себя следующие составляющие: бюджетно-налоговую систему; таможенные ограничения; кредитно-денежную политику; валютное регулирование. Наиболее эффективным методом косвенного регулирования деятельности предприятий является налоговое регулирование.

Налоговая система выполняет три основные задачи: привлекает финансовые средства, необходимые государству для реализации его функций; перераспределяет национальный доход в зависимости от социальных и политических приоритетов с целью обеспечения социальной справедливости, защиты интересов малоимущих граждан и стабильности в обществе; способствует решению актуальных проблем общества, поощряя приоритетные виды деятельности

Разновидностью налогового регулирования деятельности предприятий является амортизационное регулирование, которое, как правило, используется для ускорения научно-технического прогресса (НТП) в тех или иных отраслях и регионах.

Действующие в настоящее время в РФ налоговые льготы можно разделить на несколько групп. Льготы первой группы распространяются на прибыль, расходуемую на инвестиции; льготы второй группы касаются прибыли, используемой на поддержание социально- культурной деятельности; льготы третьей группы могут быть получены определенными видами плательщиков.

Кредит — это ссуда в денежной или товарной форме, предоставленная кредитором заемщику на условиях возвратности, чаще всего с выплатой заемщиком процента за пользование ссудой.

Традиционно в условиях рыночной экономики основными источниками кредитных средств являются: амортизационный фонд предприятия; часть оборотного капитала предприятия, временно свободная в связи с несовпадением момента реализации готовой продукции и покупки элементов оборотных фондов, необходимых для продолжения процесса воспроизводства, а также моментом выплаты заработной платы; денежные доходы и сбережения физических и юридических лиц, аккумулируемые на счетах в банках, страховых компаниях и других финансовых институтах; денежные накопления государства (средства государственного бюджета и внебюд- жетных фондов).

С помощью кредита осуществляется перераспределение капитала между различными отраслями и предприятиями в соответствии с меняющейся конъюнктурой рынка и оптимизацией структуры производства. Кредит осуществляет движение в различных формах, классическими из которых являются коммерческий и банковский.

Коммерческий кредит, как известно, используется при продаже товара с отсрочкой платежа. Его объектом выступают средства в товарной форме, а целью является ускорение движения товаров, услуг и денежных средств.

Банковский кредит предоставляется владельцами денежных средств, банками, специ- альными кредитными учреждениями в виде денежных ссуд. Таким образом, объектом банковского кредита является денежный капитал, заемщиком — предприниматель, госу- дарство, сектор домашних хозяйств, а кредитором — владелец денежных средств. Кредитно-денежная политика государства — одно из важнейших средств централи- зованного регулирования и управления рыночной экономикой.

Государственная кредитно-денежная политика в Российской Федерации осуществляется в двух основных направлениях: деятельностью Центрального банка России (ЦБ) и через эмиссию государственных ценных бумаг (проведение займов).

Основным инструментом регулирования ЦБ экономики государства, отдельных отраслей и предприятий является ставка рефинансирования или учетная ставка, представляющая процентную ставку, используемую ЦБ в качестве норматива регулирования отдельных банковских операций.

Еще одной формой государственного регулирования является валютное регулиро- вание. Девальвируя или ревальвируя национальную валюту, государство тем самым делает выгодным или невыгодным экспорт или импорт продукции. Девальвация на- циональной валюты делает невыгодным импорт и расширяет экспортные возможности предприятий, тем самым стимулируя деловую активность отечественных производителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: