Стратегии социализации и ресоциализации как виктимологическая проблема в практике социальной работы

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе.

социализация — двусторонний процесс (1) постоянной передачиобществом и (2) освоения индивидом в течение всей его жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения, позволяющий индивиду функционировать в данном обществе.

Социализация происходит как стихийно (за счёт инстинкта подражания, а также за счёт восприятия одобрения/неодобрения окружающих), так и целенаправленно (воспитание, обучение, реклама, пропаганда).

Одним из результатов социализации является то, что человек начинает рассматривать принятые в обществе взгляды как нечто само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению.

Социализированной признается личность, наделенная умением подавлять индивидуальные интересы во имя общественных

Ресоциализация — это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида. Ресоциализация осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни.

Ресоциализация — процесс освоения ин-дивидом социальных норм и культурных ценностей, не освоенных, или недостаточно освоенных ранее, или обновленных на новом этапе общественного развития. В данном случае ресоциализация может затрагивать любого индивида, так как развитие личности в течение всей жизни в обществе не идет только по восходящей. Для нормального функционирования индивида в обществе мо-гут быть востребованы знания, умения, на-выки, которыми он не обладает, что актуа-лизирует процесс социализации на новом жизненном этапе. Ресоциализация охваты-вает многие виды деятельности от занятий с учащимися по обучению их неосвоенному знанию и навыкам до профессиональной пе-реподготовки работников. В более узком смысле ресоциализация предполагает усвое-ние индивидом ценностей и норм, радикаль-но отличающихся от освоенных им ранее. Такой ресоциализации предшествует разру-шение ранее принятых ценностей и моделей поведения личности

Основанием для ресоциализации явля-ется настоящее

Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией. Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется ресоциализацией.

Десоциализация и ресоциализация — две стороны одного процесса, а именно взрослой социализации. В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе, как правило, никаких резких изменений в его жизни не происходит.

Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности. Именно с такими условиями сталкиваются те, кто попадает в концентрационные лагеря, тюрьмы и колонии, психиатрические больницы, а в некоторых случаях и проходящие службу в армии.

Ресоциализация может быть столь же глубокой. К примеру, русский, эмигрировавший в Америку, попадает в совершенно новую, но не менее разностороннюю и богатую культуру. Отвыкание от старых традиций, норм, ценностей и ролей компенсируется новым жизненным опытом. Уход в монастырь предполагает не менее радикальные перемены в образе жизни, но духовного обнищания не происходит и в этом случае.

Общество, заботясь о выравнивании воз-можностей индивидов в их социальной адап-тации, организует ресоциализационную деятельность различных институтов ресоци-ализации, обладающих для этого соответст-вующими кадрами и материальной базой



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: