Основные функции проф. пед культуры личности спорт. педагога

Гносеологическая (от греч. gnosis −знание, учение) функция обеспечивает целостность представлений о педагогической деятельности, о путях ее познания и освоения. Педагогическая культура не сводится к знаниям о педагогическом процессе, формах и методах его организации, она охватывает всю область педагогической действительности. Гносеологическая функция педагогической культуры проявляется в целенаправленном исследовании, отборе и систематизации знаний о субъектах и объектах педагогического процесса. Эта функция направлена не только на познание и анализ педагогических явлений, но и на изучение и осознание педагогом самого себя, своих индивидуально-психологических особенностей, уровня профессионализма.

Гуманистическая функция педагогической культуры. В основе лежит целостное представление о педагогической деятельности в эпицентре которой находится личность ребенка. Сущность данной функции состоит в особом ценностном отношении к детству как уникальному, неповторимому периоду человеческой жизни и каждой детской личности. Поэтому основное поле деятельности педагога − в создании культурной среды развития личности ребенка и оказании ему помощи в выборе ценностей, среды жизнедеятельности и способов культурной самореализации в ней.

Коммуникативная функция занимает особое место в числе других функциональных компонентов педагогической культуры в силу того, что педагогический процесс немыслим вне общения, вне установления многообразных коммуникативных связей между педагогами (тренерами, преподавателями) и воспитанниками (спортсменами, учащимися). Педагогическая культура предполагает такие способы и правила коммуникации, которые соответствуют требованиям профессиональной этики, конкретной ситуации, целям совместной деятельности. Коммуникативная активность личности педагога обусловлена его интеллектуальными, психологическими и другими особенностями. Осуществление коммуникативной функции педагогической культуры требует перехода от авторитарной позиции педагога к равноправному сотрудничеству и сотворчеству.

Большое значение для общения имеет речевая культура педагога. Речь достигает желаемых результатов лишь в том случае, если она не только несет в себе какую-либо информацию, но и активизирует мысли и чувства воспитанников. При проведении учебных, тренировочных занятий и воспитательной работы речь является основным средством воздействия педагога на воспитанников. С помощью слова педагог управляет учебным процессом, руководит практическими действиями, передает необходимые знания, прививает навыки правильного поведения. Речь нередко сопровождается мимикой и телодвижениями, что усиливает эмоциональное воздействие. Спортивному педагогу необходимо постоянно работать над повышением культуры устной и письменной речи, добиваться улучшения таких ее качеств как правильность, чистота, точность, логичность, выразительность, доступность, уместность речи.

Культура речи спортивного педагога связана с речедвигательной координацией, под которой понимают умение одновременно показывать и объяснять упражнение, не нарушая ни качество его исполнения, ни плавность и выразительность речи.

Обучающая функция педагогической культуры реализуется в деятельности спортивного педагога, которая направлена на овладение учащимися (спортсменами, студентами) системой знаний, формирование умений и навыков, необходимых в жизни и спортивной деятельности.

Воспитывающая функция педагогической культуры отражает область воспитательной деятельности педагога. Основными направлениями воспитательной деятельности является воспитание нравственных, эстетических и др. сторон личности ребенка.

Информационная функция педагогической культуры самым тесным образом связана со всеми ее вышеперечисленными функциями. Увеличение информационного потока, дифференциация и интеграция научного знания потребовали от педагогов специального умения обращаться с информацией, т.е. определенной информационной культуры. Способ передачи информации предполагает не простое воспроизведение, а индивидуально-творческое использование системы знаний. Педагог должен хорошо ориентироваться в огромном потоке психолого-педагогической информации, должен уметь пользоваться рукописными, книжными, электронными носителями информации.

Необходимо отметить, что эффективность деятельности педагога, его педагогическая культура будет тем выше, чем больше накопленный им объем информации и чем оперативнее он пользуется ею. Ограничение информации в научной и педагогической деятельности сдерживает развитие научных знаний и практического опыта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: