Основные положения периодизации психического развития в отечественной психологии

Отечественная возрастная психология базируется на работах Л.С.Выготского. В работе «Проблема возраста» (1934) он, наряду с общими вопросами предположил, что онтогенез есть регулярный процесс смены стабильных и критических возрастов. В относительно устойчивые, или стабильные, возрасты ребенок развивается главным образом в результате микроскопических изменений его личности, которые накапливаются до известного предела, а затем скачкообразно появляется какое-то возрастное новообразование. В период кризиса развитие принимает стремительный, иногда катастрофический, характер.

Л.С.Выготский выделил следующие критические периоды: кризис новорожденности, одного года, 3 лет, 7 лет, 13 лет (подростковый), 17 лет (юношесткий). Стабильные и критические возрасты он различает, анализируя социальную ситуацию развития: стабильный период характеризуется гармонией между средой и отношением ребенка к ней, критический же период - дисгармонией.

Развитие в стабильный период способствует возникновению новой структуры личности - новообразования. Это нарушает гармонию между ребенком и окружающей его действительностью. Возникает противоречие, которое задает условия для своего разрешения и преодоления. В кризисные периоды ребенок в короткий промежуток времени изменяется целиком, становится относительно трудновоспитуемым. Ребенок становится иным по отношению к самому себе.

Внешние поведенческие особенности кризисов:

- границы, отделяющие начало и конец кризисов от смежных возрастов, крайне неотчётливые. Кризис возникает незаметно;

- в середине кризисного периода наблюдается его кульминация, ее наличие отличает критический период от других;

- в поведении ребенка происходят резкие изменения, он становится трудновоспитуемым. Снижаются школьная успеваемость и интерес к занятиям у ребенка. Возможны острые конфликты с окружающими.

Кризис - это такой момент развития, который требует обязательного разрушения, преодоления старой системы (отношений, действий, связей).

Особенности в поведении детей в кризисный период:

- развитие совершает скорее разрушительную, чем созидательную работу;

- прогрессивное развитие личности ребенка в эти периоды временно приостанавливается; на первый план выдвигаются процессы распада и разложения того, что образовалось на предшествующей ступени;

- ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде.

Критические периоды - это вехи на пути взросления, их анализ немыслим вне общей логики развития.

Основные положения Л.С.Выготского о периодизации психического развития были развернуты в работах его последователей (А.Н.Леонтьева, М.И.Лисиной, Л.И.Божович, Т.В.Драгуновой, Д.Б.Эльконина и др.).

Д.Б.Эльконин выделяет следующие принципы периодизации:

- исторический подход к темпам развития и к вопросам о возникновении отдельных периодов детства в ходе исторического развития человечества;

- подход к каждому периоду с точки зрения того места, которое он занимает в общем цикле психического развития ребенка;

- представление о психическом развития как о процессе диалектически противоречивом, в ходе развития возникают качественно новые образования;

- выявление важных объективных показателей переходов от одного периода к другому;

- выделение неоднородных по своему характеру переходов и в связи с этим различение в психическом развитии эпох, стадий, фаз.

Периоды и стадии детского развития по Д.Б.Эльконину.

Этап раннего детства состоит из 2 стадий - младенчества (кризис новорожденности), на котором развивается мотивационно-потребностная сфера личности и раннего возраста (кризис 1-го года жизни), в котором преимущественно осуществляется освоение операционально-технической сферы.

Этап детства (кризис 3 лет) знаменуется началом дошкольного возраста (с освоением сотивационно-потребностной сферы). Второй стадией является (кризис 6-7 лет) младший школьный возраст, на котором осваивается операционально-техническая сфера.

Этап отрочества делится на стадию подросткового возраста (осваивается мотивационно- потребностная сфера), началом которого является кризис 11-12 лет, и стадию ранней юности (освоение операционально-технической стороны), связанной с кризисом 15 лет.

По Д.Б.Эльконину, кризисы 3 и 11 лет - это кризисы отношений, вслед за ними возникают новые ориентации в человеческих отношениях; а кризисы 1-го года, 7 и 15 лет - кризисы мировоззрения, меняющие ориентацию в мире вещей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: