Кризис 6-7 лет и психологическая готовность к школе

К 6 годам начинается формирование психологической готовности к школьному обучению, и становление ее предпосылок связано с кризисом 6-7 лет. О наличии изменений в поведении дошкольника свидетельствует появление у детей дистанцирования от близких родных, эмансипация ребенка от семейных ритуалов и стереотипов. В отношениях с родными и близкими ребенок требует уважения к себе, у него формируется чувство собственного достоинства. В кризисе 7 лет фиксируется ориентация ребенка на людей вне семьи, на внешние авторитеты: взрослых друзей семьи, педагога, воспитателя и т.д. Ребенок не только готов к принятию новой социальной позиции школьника, но и активно стремится к ней. Важной особенностью психического развития старшего дошкольника является обостренная чувствительность (сензитивность), во-первых, к усвоению правил поведения и, во- вторых, к овладению целями и способами систематического обучения. Можно сказать, что в этот период у ребенка возникает состояние, которое некоторые психологи называют обучаемостью. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению заключается не в том, чтобы у него к моменту поступления в школу сложились психологические черты, которые отличают школьника. Они могут сложиться только в самом ходе школьного обучения под влиянием присущих ему условий жизни и деятельности. В дошкольном возрасте возникают только предпосылки этого «превращения в ученика»: желание учиться и стать школьником; умение управлять своим поведением и деятельностью; достаточный уровень умственного развития и развития речи; наличие познавательных интересов и, конечно, знаний и навыков, необходимых для школьного обучения. У ребенка к моменту поступления в школу складываются психологические свойства присущие школьнику. Окончательно они складываются в процессе обучения. Учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью. Основное содержание жизни – усвоение общих знаний. Ученик должен уметь учиться. Важен уровень волевого развития ребенка. Ребенку необходим запас знаний об окружающем мире, предметах, свойствах, явлениях, людях и т.п. Важно качество этих знаний. Желательны начальные навыки письма, счета, чтения. О готовности свидетельствует уровень познавательных интересов и познавательной деятельности ученика. Ребенка должно привлекать содержание знаний. Ребенок должнен уметь планомерно обследовать предметы, явления, выделять их свойства. Важна ориентировка во времени и пространстве. Он должен уметь сравнивать, рассуждать, выделять существенное. Связная речь, умение объяснять.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: