Юность в контексте жизненного пути личности

Юность не так давно выделилась в самостоятельный период жизни человека, исторически относясь к «переходному этапу» возмужания, взросления. Критерием взросления становится не просто физическое возмужание, но и овладение культурой, системой знаний, ценностей, норм, социальных традиций, подготовленность к осуществлению разных видов труда. Внутри перехода от детства к взрослости границы между подростковым и юношеским возрастом условны и часто пересекаются. В схеме возрастной периодизации онтогенеза границы юношеского возраста обозначены между 17-21 годом для юношей и 16-20 годами для девушек, но в физиологии его верхнюю границу часто отодвигают к 22-23 годам у юношей и 19-20 годам у девушек. Современные представления о границах возраста охватывают период от 14-15 до 18 лет.. Большинство психологов 19 и начала 20 в. исходили из «романтической» модели юности. Начиная с 20-х гг. 20 в. картина меняется. Этнографическими исследователями были установлены значительные различия в процессах и способах социализации в юности. Так, М.Мид, Р.Бенедикт связали длительность и содержание юности с тем, насколько велик разрыв в нормах и требованиях, которые предъявляет конкретное общество к ребенку и взрослому. В сложных обществах Запада требования значительно различаются и часто даже противоположны: детство - время игры и свободы, взрослость - время труда и ответственности; от ребенка требуют зависимости и послушания, от взрослого - инициативы и самостоятельности; ребенка считают существом бесполым и ограждают от сексуальности, в жизни взрослых сексуальность играет важную роль и т.д.), поэтому контрасты рождают длительный период усвоения новых социальных ролей, вызывая ряд внешних и внутренних конфликтов. В социологии юношеский возраст связывается с изменением общественного положения и социальной деятельности личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: