Вопрос 2. Понятие, признаки и виды нормативных правовых актов

Нормативный правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.

В нормативных правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в цепом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период.

В отличие от других источников (форм) права нормативный правовой акт обладает следующими признаками.

1. Нормативный правовой акт создается в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом). Правотворческая деятельность представляет собой такую государственную деятельность, которая состоит в издании норм права, а также в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм.

2. В нормативных правовых актах содержатся только нормы права, то есть правила общего характера, обладающие государственной обязательностью.

3. От нормативного правового акта как источника права следует отличать источники правоведения, или источники нашего знания о праве. Мы черпаем сведения о нормах права из различного рода сборников законодательства, из исторических правовых памятников, из произведений профессиональных юристов. Все это источники нашего познания правовых норм, а не источники права.

4. Нормативный правовой акт оформляется в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты: название акта (закон, указ, постановление); наименование органа, принявшего акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти).

5. В нормативных правовых актах нормы права группируются по определенным структурным образованиям: разделам, главам, статьям (например, в Гражданском кодексе: раздел «Обязательное право», глава «Исполнение обязательств», статья «Досрочное исполнение обязательства»).

В теории государства и права нормативные правовые акты принято классифицировать по различным основаниям, ключевыми из которых являются: содержание, орган и процедура принятия.

По данным основаниям выделяются, прежде всего, такие виды нормативных правовых актов как закон и подзаконный нормативный правовой акт.

Закон - это нормативный акт, принятый высшим законодательным органом или путем референдума, обладающий высшей юридической силой. Закон- это, во-первых, нормативный акт, содержащий нормы права. Во-вторых, он принимается путем всенародного голосования или высшим законодательным органом - парламентом. В-третьих, в силу указанного закон обладает высшей юридической силой. Это означает, что другие органы не могут изменять законы, что все прочие нормативные акты, называемые подзаконными, должны издаваться в соответствии с законами, не нарушать их. Правоприменительные, индивидуальные акты также должны выноситься на основе законов. Если при решении конкретного дела возникает ситуация, когда подзаконный акт противоречит закону, то правоприменитель должен отдать предпочтение закону. В-четвертых, законы не только регулируют наиболее важные общественные отношения, но и устанавливают принципиальные положения правового регулирования.

В свою очередь среди видов законов выделяют следующие: Конституцию как основной закон, иные виды - конституционные законы, обычные законы, федеральные законы и законы субъектов федерации.

Все прочие нормативные акты, кроме законов, называются подзаконными. Это означает, что по своей юридической силе они стоят ниже законов, не должны им противоречить. Тем не менее, подзаконные акты имеют весьма важное значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенных по иерархии, в соответствии с положением органа, их принявшего. Во-первых, это акты Президента РФ. После актов Президента следуют акты Правительства РФ. Акты, имеющие особо важное значение, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам - в форме распоряжений. Далее следуют акты федеральных органов исполнительной власти. Они могут носить разные названия: инструкции, постановления, приказы, правила, положения, разъяснения и т.п. Эти акты принимаются министерствами, государственными комитетами, государственными службами.

Акты субъектов федерации по своей системе во многом совпадают с системой федеральных актов. Это, прежде всего законы, принимаемые законодательными органами субъектов федерации, высшим из которых являются Конституции республик, уставы краев, областей, автономных округов. Законы, принимаемые субъектами федерации, по вопросам их исключительного ведения имеют преимущества перед федеральными актами. Ниже законов по юридической силе стоят указы и распоряжения президентов республик, губернаторов, краев, областей, округов, далее - постановления и распоряжения правительств.

Нормативные акты муниципальных (негосударственных органов) принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков и т.п.

Локальные нормативные акты - это предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения, организации и регулирующие их внутреннюю жизнь.

Вторым критерием классификации нормативных правовых актов, признаваемым почти всеми учеными-теоретиками, является время действия этих актов. По данному критерию выделяют постоянные и временные нормативные правовые акты.

Также нормативные правовые акты классифицируются по содержанию – общие (распространяющие на всех субъектов права) и специальные (действующие в отношении субъектов права со специальным правовым статусом).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: