Вопрос: Возникновение массового общества и его общая характеристика. Х. Ортега–и-Гассет как аналитик массового общества.
Материалы к ответу:
Массовое общество (МО) как реальная социально-экономическая и культурная практика формируется на основе массового производства, массового потребления, массовой культуры. Эти явления возникают только в первой трети ХХ в. МО имеет совершенно определенные характеристики:
1. Это стандартизированное общество. Здесь господствует стандарт: конвейерные технологии массового производства необходимо предполагают стандартизированность процесса производства и стандарстизированность отдельных операций, стан-ть продукции. А это требует – стан-й раб.силы: по квалификации, культурному уровню, физической подготовке и даже ментальности.
Стандартизированность становится важной чертой управления и контроля, типов организации и менеджеральных стратегий. Стандарт проникает во все сферы жизни человека – стандартизируется время досуга, тип отдыха, тип потребления, сами потребляемые продукты. Свидетельством этого процесса выступает мода, массовый спорт, массовые виды развлечений.
|
|
Стандарт отличен от культурного образца. Образец в основе содержит норму, происхождение которой – в религиозном сознании, в высокой культуре, в ценностно-нормативной системе.
Стандарт: 1) технологичен; 2) демократичен и гомогенен.
Его основа – технологическая норма. Его функционирование обусловлено функциональностью и теми технологическими средствами и нормами, которые он реализует. Этот принцип – основная цель тейлоризма и фордизма.
В отличие от культурной нормы стандарт не иерархичен. Культурная норма иерархична – для каждого социального слоя она своя. Иерархия – по культурному, социальному и этнополитическому основаниям. Стандарт демократичен, он – один для всех социальных слоев. Мода, отдых, развлечения, спорт – все это не смотря на различия экономических возможностей составляет одну социокультурную среду. Стандарт все унифицирует и отменяет все различия за исключением одного – экономического различия по уровню жизни.
Демократизм стандарта еще и в том, что он распространяется снизу вверх, а не наоборот. Соцмальные верхи начинают разделять стандарты, рожденные социальными низами.
Специфика МО в том, что здесь социальная иерархия не усиливается символической иерархией в потреблении, досуге, стиле жизни, а наоборот усредняется.
Механизмом всеобщей стандартизации в сфере потребления, досуга, моды, спорта выступает реклама – механизм социального контроля и формирования солидаристского интегрированного, стандартизированного общества. Реклама возникла на заре общества, но расцвела и стала механизмом социального контроля и интеграции только с возникновением СМИ.
|
|
Результат всеобщей стандартизации – возникновение массовой культуры. Она – не деградация культуры высокой, не модификация культуры народной. Массовая культура – это культура, существующая в массовом обществе. Она обладает своей спецификой:
1) общедосупность и массовость;
Она жестко увязана с техническими средства своего продуцирования и распространения – СМИ и СМК. Общедоступность газет, радио, ТВ, библиотек делает общедоступной информацию, которая распространяется по этим каналам, т.е. создаем массовую аудиторию в виде всего общества.
2) стандартизированность;
Стандартизированность МК – следствие ее технологической составляющей. Цвет, образ, звук и пр. – все приобретает стандартные формы, определяемые стандартизированностью газет, радио, ТВ и пр.
В рамках МК формируются основные ценностные ориентации, коллективные чувства, переживания, модели поведения и пр. Они транслируются СМИ на все общество, без учета социальных различий, географии, возраста, семейной и религиозной принадлежности и пр. Возникает новое состояние культуры – ее тотальность, недифференцированность. Элиты разделяют вкусы и стандарты масс, массы оказываются причастными к высокой культуре.
МК оформляет массовое общество как общество, в котором безусловно наличиствует социальная дифференциация, но эта дифференциация не подкреплена дифференциацией символической (культурной, ценностной, статусной).
В массовом обществе культура становится капиталом, ею можно владеть, обменять, манипулировать. Она становится средством таким же, как деньги, формируется массовая культура (МК).
МК увязана, с одной стороны – с модой, и рекламой, с другой стороны – с принципами экономической рентабельности. Поэтому она становится такой же индустрией, как любая отрасль производства. Ее коммерческая составляющая делает МК бизнесом, но этот вид бизнеса зависит от других сфер экономики и предпринимательства. МК становится зависимой сферой, осуществляющей манипуляцию общественным сознанием, внедряющую «заказанные» ей ценности, стандарты, стили.
В результате этого возникают новые функции, присущие именно МК:
1) контроль и интеграция общества;
МК становится институтом, который осуществляет контроль за ценностно-норммативной сферой, формирует процесс социализации поколений, и процесс адаптации к постоянно меняющимся стандартам. Ею функция – поддержание стабильности в обществе.
2) самообразования;
МК – основа современного общественного дискурса. В ее рамках (СМИ + СМК) происходит обсуждение социальных, политических, этических проблем. В рамках этих дискуссий обсуждаются основные социальные цели, и способы их реализации. Т.е. формируется «совещательная демократия» (Хабермасс). Она потенциально способна стать формой «самоконтролируемого процесса обучения» населения. Его участия в управлении обществом.