Общие закономерности восприятия: 1) осмысленность и обобщенность; 2) предметность; 3) целостность; 4) структурность; 5) избирательная направленность; 6) апперцепция; 7) константность.
1. Осмысленность и обобщенность восприятия. Воспринимая предметы и явления, мы осознаем, понимаем то, что воспринимается.
Восприятие связано с отнесением данного предмета к определенной категории, понятию, с его вербальной номинацией. (Не случайно дети, встречаясь с незнакомыми предметами, всегда спрашивают их название)
Только определив категорию воспринимаемого объекта, мы распознаем его признаки (рис.9, 10).
Благодаря осмысленности и обобщенности восприятия мы домысливаем и достраиваем образ объекта по отдельным его фрагментам.
Осмысленность восприятия устраняет некоторые зрительные иллюзии (рис.11).
3. Целостность восприятия. В предметах и явлениях действительности отдельные их признаки и свойства находятся в постоянной устойчивой взаимосвязи. В восприятии отражаются устойчивые связи между компонентами предмета или явления. Даже в тех случаях, когда мы не воспринимаем некоторые признаки знакомого объекта, мы мысленно их дополняем (рис.5).
Отдельные части объекта мы стремимся объединить в единое знакомое нам целостное образование. Целостности восприятия содействует включенность объекта в определенную ситуацию (рис.12).
Таким образом, целостность восприятия - это отражение предмета в качестве устойчивой системной целостности (даже если отдельные его части в данных условиях не наблюдаются). В некоторых случаях целостность восприятия может быть нарушена (рис.13, 14).
4. Структурность восприятия. Мы узнаем различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В восприятии вычленяются взаимоотношения частей и сторон предмета. Осознанность восприятия неразрывно связана с отражением смысловых отношений между элементами воспринимаемого объекта (рис.15).
В тех случаях, когда структура объекта противоречива, затрудняется и осмысленное восприятие объекта в целом (рис. 16).
5. Избирательная направленность восприятия. Из бесчисленного количества окружающих нас предметов и явлений мы выделяем в данный момент лишь некоторые из них. Это зависит от того, на что направлена деятельность человека, от его актуализированных потребностей и интересов.
Избирательность восприятия - преимущественное выделение объекта из фона. При этом фон выполняет функцию системы отсчета, относительно которой оцениваются пространственные и цветовые качества фигуры.
Объект выделяется из фона по его контуру. Чем резче, контрастнее контур предмета, тем легче его выделение. И наоборот, если контуры объекта размыты, вписаны в линии фона, объект трудно различить. (Это лежит в основе маскировки.)
При равнозначности объектов преимущественно выделяются центральный объект и объект, больший по величине (рис. 17).
Избирательность восприятия зависит и от того, какие элементы объекта признаются базовыми (рис. 1).
Если объект и фон равнозначны, то они могут переходить друг в друга (фон становится объектом, а объект фоном) (рис.18, 19).
6. Апперцепция (от лат. ad - к и perceptio - восприятие). Апперцепцией называется зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности. Глядя на горящий костер издали, мы не ощущаем его тепла, но в восприятие костра включено это его качество. В нашем опыте костер и тепло вошли в прочную связь. Глядя на замороженное окно, мы также добавляем к нашему зрительному восприятию температурные ощущения, почерпнутые из прошлого опыта.
В зависимости от прошлого опыта, знаний, профессиональной направленности человек избирательно воспринимает различные стороны предметов (рис.20).
Апперцепция бывает личностной и ситуативной (ночью в лесу пень может быть воспринят как фигура зверя).
7. Константность восприятия. Одни и те же предметы воспринимаются нами в изменяющихся условиях: при различной освещенности, с разных точек зрения, разного расстояния. Однако объективные качества предметов воспринимаются в неизменном виде.
Константность восприятия (от лат. constantis - постоянный) - это независимость отражения объективных качеств предметов (величины, формы, характерного цвета) от измененных условий их восприятия - освещенности, расстояния, угла зрения.
Изображение величины предмета на сетчатке глаза при восприятии его с близкого и далекого расстояния будет разным. Однако это интерпретируется нами как удаленность или приближенность предмета, а не как изменение его величины (рис.21).
При восприятии прямоугольного предмета (папки, листа бумаги) с разных точек зрения на сетчатке глаза могут отобразиться и квадрат, и ромб, и даже прямая линия. Однако во всех случаях мы сохраняем за этим предметом присущую ему форму.
Белый лист бумаги вне зависимости от его освещенности будет восприниматься как белый лист, так же как кусок антрацита будет восприниматься с присущим ему цветовым качеством независимо от условий освещения.
Если же новый для человека объект не связан с его опытом, может возникнуть аконстантность. (Один этнограф описывает, как он вывел пигмея из леса и тот впервые увидел вдали стадо коров, которых он поначалу принял за крупных муравьев).
Константность восприятия не наследственное качество, она формируется в опыте, в процессе обучения. Аконстантность может возникнуть при восприятии рельефа на фотоизображениях и рисунках (рис. 22, 23).
Аконстантность - это зрительные иллюзии (искажения). Они вызываются физическими, физиологическими и психическими причинами. Зрительное восприятие - цепь автоматически решаемых познавательных задач. При некоторых условиях в решении этих задач могут возникнуть сбои (рис. 24).
Автоматизированные зрительные гипотезы (умозаключения глазом, по выражению Гельмгольца), опознавательные задачи решаются на основе привычных аксиом. Мозг привыкает к устойчивым отношениям между предметами и их деталями, между предметом и фоном (рис. 25).
Наши подсознательные обобщения лежат в основе многообразных иллюзий (рис. 26-34).
Вышеприведенные иллюстрации зрительных иллюзий (а они возникают и в других сенсорных системах) свидетельствуют о постоянном взаимодействии сознания и подсознания. Зная причины различных иллюзий, человек сохраняет возможность адекватного отражения действительности.