Коммуникативный акт

Механизм речевой деятельности к настоящему времени изу­чен не до конца. Речевая деятельность носит социальный харак­тер. Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен делиться мыслями и чувствами, искать понимания, советоваться и т.д. Следовательно, для осуществления речевой деятельности требу­ется коллектив (как минимум два человека). При этом один из участников выступает как субъект (говорящий, пишущий), дру­гой — как адресат (слушающий, отвечающий). В процессе рече­вой деятельности возможен ролевой обмен субъекта (отправите­ля) и адресата. Взаимодействие субъекта и адресата осуществля­ется на вербальном (речевом) уровне, поэтому им необходимо знание языка, или коммуникативного кода. Для речевого обще­ния нужен предмет речи (то, о чем говорят и по поводу чего происходит обмен информацией) и, наконец, само высказывание (та коммуникативная единица, которая содержит в себе предмет ре­чи, передающийся субъектом адресату при помощи коммуника­тивного кода, известного им обоим).

Высказывание приобретает определенный смысл в зависи­мости от ситуации, обстоятельств, в которых происходит обще­ние, т.е. в зависимости от контекста.

Таким образом, высказывание (сообщение, референция) оказы­вается центром речевого взаимодействия, вокруг которого «рас­ставляются» остальные «участники».

Существуют различные подходы к структуре речевого взаимо­действия. Мы, вслед за профессором В.И. Максимовым [93, с. 21], придерживаемся известной схемы коммуникативного акта, предложенной одним из создателей кибернетики К. Шенноном и модифицированной известным лингвистом Р. Якобсоном.

Эта схема отражает все стороны речевого общения:

(1) интерактивную (взаимодействие);

(2) коммуникативную (передача, прием, обмен информацией);

(3) перцептивную (восприятие и понимание людьми друг друга, осуществление обратной связи — реакции на сообщение).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: