Механизм речевой деятельности к настоящему времени изучен не до конца. Речевая деятельность носит социальный характер. Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен делиться мыслями и чувствами, искать понимания, советоваться и т.д. Следовательно, для осуществления речевой деятельности требуется коллектив (как минимум два человека). При этом один из участников выступает как субъект (говорящий, пишущий), другой — как адресат (слушающий, отвечающий). В процессе речевой деятельности возможен ролевой обмен субъекта (отправителя) и адресата. Взаимодействие субъекта и адресата осуществляется на вербальном (речевом) уровне, поэтому им необходимо знание языка, или коммуникативного кода. Для речевого общения нужен предмет речи (то, о чем говорят и по поводу чего происходит обмен информацией) и, наконец, само высказывание (та коммуникативная единица, которая содержит в себе предмет речи, передающийся субъектом адресату при помощи коммуникативного кода, известного им обоим).
|
|
Высказывание приобретает определенный смысл в зависимости от ситуации, обстоятельств, в которых происходит общение, т.е. в зависимости от контекста.
Таким образом, высказывание (сообщение, референция) оказывается центром речевого взаимодействия, вокруг которого «расставляются» остальные «участники».
Существуют различные подходы к структуре речевого взаимодействия. Мы, вслед за профессором В.И. Максимовым [93, с. 21], придерживаемся известной схемы коммуникативного акта, предложенной одним из создателей кибернетики К. Шенноном и модифицированной известным лингвистом Р. Якобсоном.
Эта схема отражает все стороны речевого общения:
(1) интерактивную (взаимодействие);
(2) коммуникативную (передача, прием, обмен информацией);
(3) перцептивную (восприятие и понимание людьми друг друга, осуществление обратной связи — реакции на сообщение).