Становление экономической системы государственного социализма в СССР

Тема 9

Экономические процессы, проходившие в России, имели свою внутреннюю логику. Можно выделить несколько этапов хозяйственного развития: октябрь 1917 г. – лето 1918 г. («красногвардейская атака на капитал»), лето 1918 г. – 1920 г. (политика «военного коммунизма»), 1921 г. – середина 20-х годов (новая экономическая политика), середина 20-х годов – конец 30-х годов (оформление командно-административной системы).

Экономическая политика в период «красногвардейской атаки на капитал» была разработаны В.И. Лениным весной–летом 1917 г. В основе этой программы лежали теоретические положения о модели социализма, разработанной К. Марксом и Ф. Энгельсом. Новое общество должно было иметь бестоварный (безденежный) механизм. Но на первой стадии строительства нового общества предполагалось наличие товарно-денежных отношений. Для того чтобы преодолеть тяжелейший кризис и одновременно использовать капитал в интересах трудящихся, предлагалась централизация хозяйственной жизни и всеобъемлющий характер государственного аппарата на основе вовлечения в управление всех граждан.

В этот период в собственность государства перешли земля, крупные промышленные предприятия, транспорт, внешняя торговля, банки.

Согласно программе партии РСДРП(б) по аграрному вопросу, в основу которой были положены крестьянские наказы, были национализированы помещичьи церковные, удельные и монастырские земли. Большая часть национализированной земли была передана в пользование крестьянам по уравнительному признаку, по душам. С первых моментов возникновения Советской власти стали возникать совхозы, различные формы кооперации: коммуны, ТОЗы, колхозы.

Осуществить национализацию всей промышленности не было возможно, так как не было кадров, которые могли бы ее возглавлять. Советское правительство Декретом от 27 ноября 1917 г. ввело рабочий контроль на предприятиях. Многие капиталисты не признали рабочего контроля и закрывали фабрики и заводы. Это и послужило началом национализации крупной промышленности. Всего было национализировано 3670 предприятий. Важное значение имела национализация транспорта. Были национализированы казенные и частные дороги, речной и морской транспорт.

Национализация внешней торговли создала условия для товарооборота за границей в интересах Советской республики. Была проведена национализация банков - к концу 1917 г. были национализированы все частные банки, а в начале 1918 г. были аннулированы все государственные долги Царского и Временного Правительства.

Сосредоточение в руках государства командных высот экономики требовало создание органа по управлению экономики. В целом к началу гражданской войны система государственного управления народным хозяйством выглядела следующим образом. ЦК партии разрабатывал теоретические основы деятельности. Общее руководство осуществлял Совнарком (СНК), решавший наиболее важные вопросы. Отдельными сторонами народнохозяйственной жизни руководили народные комиссариаты. Их местными органами являлись соответствующие отделы исполкомов Советов. Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), созданный в 1917 г. как общехозяйственный центр, трансформировался в центр управления промышленностью по отраслевому принципу.

С началом гражданской войны Советская республика оказалась в кольце фронтов. Три четверти ее территории было в руках интервентов или Белой армии. В этих условиях Советское Правительство принимает решение ввести политику военного коммунизма. Политика предусматривала:

1. в области промышленности была ускорена национализация не только крупной промышленности, но и средней и мелкой промышленности.

2. в области сельского хозяйства была введена продразверстка, которая проводилась по классовому принципу. Основная масса продразверстки падала на кулаков и зажиточных крестьян.

3. в области торговли была введена монополия хлебной торговли. В первую очередь снабжался фронт. Населения снабжалось централизованно по карточкам через потребительскую кооперацию.

4. в области транспорта транспортные рабочие были объявлены мобилизованными.

5. в области труда вводилась всеобщая трудовая повинность с обязательным привлечением буржуазии к труду. Был выдвинут лозунг: «Кто не работает, тот не ест».

В сложившейся обстановке ускорился процесс вызревания идеи о немедленном построении бестоварного социализма путем замены торговли организованным в общегосударственном масштабе распределением продуктов. Резко усилилась централизация управления – предприятия лишились самостоятельности в целях выявления и максимального использования имеющихся ресурсов. 30 ноября 1918 г. высшим органом управления стал Совет рабочей и крестьянской обороны, который был призван установить теснейшую координацию работы всех ведомств.

Политика военного коммунизма дала возможность сосредоточить в руках государства и мобилизовать на нужды обороны сырьевые, трудовые ресурсы, наладить военное производство и отстоять независимость Советского государства.

За время Первой мировой и гражданской войны экономика страны пришла в упадок. Промышленное производство в 1920 г. по сравнению с довоенным временем сократилось в 7 раз. Сбор зерновых хлебов упал на 54% от довоенного времени. Тяжелое экономическое положение в стране требовало принятия новых мер. Правительство в 1921 г. принимает решение о введении НЭП. НЭП предусматривал:

1. замену продразверстки продналогом.

2. перестройку в управлении промышленности.

3. разрешение свободной торговли сельскохозяйственными и промышленными товарами.

4. допущение частного капитала в промышленности и торговле.

5. укрепление экономических связей между городом и деревней.

Восстановление народного хозяйства началось с восстановления сельского хозяйства, так как для развития крупной промышленности нужен был внутренний рынок, развитие сырьевого производства. Введение продналога заинтересовало крестьян в сельскохозяйственном производстве, так как продналог был меньше продразверстки, устанавливался до сева, взимался в несколько сроков и частично в денежном выражении (на хлеб меньше на 43,3%, на масличные семена ниже в 2 раза, на мясо – на 74,5%, льняное волокно в 15 раз).

В области промышленности были проведены 3 основные мероприятия:

А. концентрация производства, то есть сосредоточение производства на тех предприятиях, которые были обеспечены сырьевыми ресурсами, материалами, финансами, трудовыми ресурсами. Эти предприятия включались в государственный план, остальные предприятия консервировались, либо сдавались в аренду совместным предприятиям. Предприятия были переведены с государственной дотацией на государственный расчет.

Б. изменение управления промышленностью выразилось в ликвидации Главков и создании трестов, объединяющих группу предприятий по территориально-производственному принципу. Изменилась структура ВСНХ. Главное экономическое управление регулировало работу всей промышленности, центральное управление государственной промышленности непосредственно руководило трестами.

В. изменение тарифной системы, то есть переход от уравнительной оплаты военного коммунизма к социалистическим формам оплаты по количеству затраченного труда.

Несмотря на тяжелейшее положение в стране, правящая партия в это время начала определять перспективы развития страны, что нашло выражение в плане ГОЭЛРО (декабрь 1920 г.) – первом перспективном народнохозяйственном плане. План предусматривал первоочередное развитие машиностроения, металлургии, топливно-энергетической базы, химии и железнодорожного строительства – отраслей, призванных обеспечить технический прогресс всей экономики. В течение 10 лет предполагалось почти удвоить объем промышленного производства при росте численности рабочих всего на 17%. Главной задачей ГОЭЛРО было обеспечение роста производительности труда при наименьших затратах материальных и трудовых ресурсов страны.

В 1921 г. для укрепления плановых начал в экономике был создан Госплан.

В 1921 г. покупательная способность советского денежного знака стремительно падала по сравнению с довоенным временем. Рубль обесценился в 50 тысяч раз, а средние цены на товары увеличились в 97 тысяч раз. Нарком финансов Григорий Яковлевич Сокольников стал одним из организаторов и теоретиков реформы в области финансов. Денежная реформа проходит в 2 этапа: 1922 г. и 1924 г. В 1922 г. в обращение были выпущены червонцы, они были приравнены к царской золотой монете в 10 руб. 25% стоимости червонца было обеспечено золотом и иностранной валютой, а 75% - легко реализуемыми товарами и краткосрочными обязательствами.

В 1924 г. были выпущены казначейские билеты достоинством 1, 3, 5 рублей, а также серебреные и медные монеты. Это позволило прекратить эмиссию бумажных социалистических знаков, обеспечить стабильность цен и удешевить стоимость товаров. В условиях финансовой блокады без иностранной помощи была введена единая полноценная устойчивая конвертируемая валюта.

Новая экономическая политика позволила к 1925 г. достичь основных довоенных показателей экономического развития. Успешному восстановлению экономики способствовало объединение в декабре 1922 г. самостоятельных Советских республик, созданных на территории царской России, в единое государство – Союз Советских Социалистических Республик, в который вошли Росссийская СФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и Закавказская СФСР.

С 1925 г. правительством СССР был взят курс на ускоренную индустриализацию. Индустриализация сопровождалась свертыванием рыночных принципов, наступлением на частный капитал, переходом к административному управлению экономикой. Правительство стало проводить политику вытеснения частного капитала: были повышены тарифы на перевозки частных грузов, прекращено государственное кредитование частных предприятий, началась ликвидация обществ взаимного кредита, был введен налог на сверхприбыль, запрещалась сдача в аренду частным лицам госпредприятий и прерывались заключенные договоры, сокращалось число иностранных концессий.

В качестве основных источников финансирования индустриализации стали доходы от национализации промышленности, транспорта, торговли; налоговая система; внутренние займы; доходы от экспорта зерна, нефтепродуктов, леса, пушнины; внутрипромышленное перераспределение средств в пользу отраслей, производящих средств производства (группа А), посредством вводимого налога с оборота, а также «ножницы цен» на сельскохозяйственные и промышленные товары, за счет которых осуществлялась перекачка средств из сельского хозяйства в промышленность.

Первым пятилетним планом (1928/29 — 1932/33 гг.) предусматривалось увеличить объем промышленного производства в 2,8 раза при преимуществе тяжелой промышленности, преодолеть отставание сельского хозяйства, ликвидировать класс частных собственников. План отличался взвешенностью и сбалансированностью по отраслям, учитывал зависимость масштабов и темпов накопления средств для индустриализации от возможностей крестьянского производства (как преобладающей отрасли народного хозяйства). Главный лозунг первой пятилетки: «Техника решает все!».

План предусматривал рост промышленной продукции на 136 %, производительности труда – на 110 %; снижение себестоимости промышленной продукции – на 35 %. Планировалось строительство более чем 1200 заводов. Приоритет отдавался тяжелой промышленности (группе «А»), которая получала 78 % всех капиталовложений. Производству товаров легкой промышленности и народного потребления (группе «Б») не уделялось должного внимания.

Однако в условиях усиления международной напряженности в конце 20-х годов особенно актуальной стала задача укрепления обороноспособности и экономической независимости СССР от капиталистического мира. Поэтому летом 1929 г. задания, касавшиеся тяжелой индустрии, прежде всего металлургии, машиностроения, химии, были резко увеличены.

В 1928 г. началась коллективизация – объединение крестьян в колхозы, которые ставились под контроль государства и обеспечили переток средств из сельского хозяйства в промышленность.

Первая пятилетка отличалась очень высокими темпами прироста промышленной продукции, которые значительно превосходили темпы индустриализации в других странах. Было построено 1500 заводов и фабрик. Удельный вес тяжелой промышленности значительно вырос. Доля промышленной продукции в национальном производстве поднялась с 51,5 % в 1928 г. до 70,7 % в 1932 г.

Во второй пятилетке(1933–1937)намечалось создание новейшей технической базы для всех отраслей экономики. Основное внимание уделялось машиностроению и созданию энергетической базы. В сельском хозяйстве намечались завершение коллективизации и организационно-хозяйственное укрепление колхозов. Вместо лозунга первой пятилетки «техника решает всё», в годы второй пятилетки Сталин выдвигает новый: «кадры решают всё». В качестве условий выполнения плана выдвигались:

1) развитие движения социалистического соревнования;

2) рост производительности труда;

3) обеспеченность квалифицированными кадрами.

Было построено и введено в эксплуатацию 4500 новых промышленных предприятий, достигнуто увеличение валовой продукции промышленности в 2,2 раза. Повышению производительности труда в сельском хозяйстве способствовало функционирование машинно-тракторных станций, количество которых в 1937 г. достигло 5518. Они обслуживали 91,5 % колхозов. Выросли доходы городского населения. В 1936 г. была отменена карточная система, введенная в 1929 г. В результате СССР в 1936 г. вышел на второе место в мире по объему промышленного производства. Но по душевому производству СССР значительно отставал от развитых стран.

Во второй пятилетке завершилась коллективизация сельского хозяйства – в колхозы было объединено 93 % крестьянских хозяйств. Однако доходы сельского населения снизились, как и душевое потребление продуктов питания на селе, которое оставалось главным источником финансирования развернувшейся индустриализации.

Третья пятилетка (1938–1942) была нацелена на рост производства военной техники и вооружений, предусматривались более высокие темпы роста машиностроения, химической промышленности, энергетики, металлургии. Она проходила в условиях, когда начиналась Вторая мировая война. Ассигнования на оборону пришлось резко увеличить: в 1939 году они составляли четвёртую часть государственного бюджета, в 1940 — уже до одной трети, а в 1941 году — 43,4 %. Главное внимание уделялось теперь не количественным показателям, а качеству. Упор делался на увеличение выпуска легированных и высококачественных сталей, легких и цветных металлов, точного оборудования. В годы пятилетки принимались серьёзные меры по развитию химической промышленности и химизации народного хозяйства, внедрению комплексной механизации, и даже осуществлялись первые попытки автоматизации производства. За три года (до 1941 г.) объём производства вырос на 34 %.

Война принесла огромные потери нашей стране. Прямой экономический ущерб составил треть всего национального богатства. Возрождение экономики началось в годы войны по мере освобождения советской территории от врага. В послевоенные годы продолжалось восстановление экономики и осуществлялась ее перестройка на мирные нужды. Но одновременно с сокращением выпуска военной продукции старых образцов огромные средства вкладывались в разработку новых видов техники и вооружений. В 1949 г. СССР испытал атомную бомбу, в 1953 г – водородную. Военные расходы поглощали не менее 25 % государственного бюджета. Другим приоритетом развития была тяжелая промышленность. Успехи послевоенной экономики – это успехи военного производства и тяжелой промышленности.

За годы четвертой пятилетки (1946–1950) тяжелая промышленность превысила довоенный уровень в 2 раза. Важными источниками развития служили репарации, которые СССР получал после войны, вывоз из Германии оборудования и его установка на советских предприятиях, использование труда военнопленных. Экстенсивный в значительной мере характер роста производства, свойственный предвоенным пятилеткам, в послевоенное время сохранялся.

За годы четвертой пятилетки производство потребительских товаров не достигло довоенного уровня, тяжелое положение сложилось в сельском хозяйстве в ходе войны – объем сельскохозяйственного производства составлял лишь 60 % от довоенного уровня.

Засуха 1946 г. нанесла сильный удар сельскохозяйственному производству и привела к массовому голоду. Государство продолжало осуществлять жесткую политику по отношению к сельскому хозяйству. Сельскохозяйственное производство развивалось очень медленно и только в начале 50-х годов достигло довоенного уровня. С целью поощрения развития сельского хозяйства с 1953 г. стали повышаться закупочные цены на колхозно-совхозную продукцию, были снижены обязательные поставки продукции животноводства, уменьшен сельскохозяйственный налог, списаны долги колхозов за прошлые годы, увеличены размеры личных подсобных хозяйств колхозников. Это позволяло развивать производство в большинстве колхозов и совхозов, но объемы производства продовольствия в стране были недостаточны.

С 1954 г. было предпринято массовое освоение целинных и залежных земель. Это была еще одна попытка использования методов экстенсивного роста сельскохозяйственного производства. В 1959 г. были введены запреты на содержание и разведение в подсобных хозяйствах колхозников скота, ограничена продажа кормов для него.

Руководством страны в рассматриваемый период были определены главные направления в развитии промышленности – повышение технического уровня производства на базе электрификации, комплексной механизации и автоматизации. Однако рост производства в промышленности по-прежнему носил экстенсивный характер, обеспечивался за счет нового строительства и роста вовлекаемых в производство ресурсов. Усилились структурные диспропорции в развитии промышленного производства – приоритет отдавался оборонной и тяжелой промышленности.

Одним из важнейших преобразований в управлении экономикой этого периода был переход в 1957 г. от отраслевого к территориальному принципу управления. Было упразднено большинство отраслевых союзных министерств. Вместо них появились региональные советы народного хозяйства. В результате возросли масштабы производственной специализации и межотраслевой кооперации, полнее стали учитываться потребности территорий и особенности местного производства. Но развитию крупных отраслей промышленности и научно-техническому прогрессу новая система не способствовала.

В 1965 г. в Советском Союзе была принята новая система планирования производства и заготовок сельхозпродукции. Имея неизменный план закупок на длительный срок, хозяйства самостоятельно составляли производственные планы, предусматривающие рациональное использование ресурсов. Но впоследствии вопреки принятым решениям планы обязательных закупок систематически менялись, как это было прежде.

Усилилось финансирование аграрного сектора. Впервые за все годы советской власти в сельское хозяйство направлялись значительные средства на осуществление механизации и электрификации производства, мелиорацию и снабжение минеральными удобрениями.

Возрождалась звеньевая система – от крупных бригад переходили к небольшим звеньям, отвечающим за весь технологический цикл, с оплатой труда по количеству и качеству произведенной продукции. Применение такой системы дало поразительные результаты: многократный рост производительности труда, значительное снижение издержек производства, рост прибыли.

Расширение хозяйственной самостоятельности предприятий предполагало сокращение числа директивных показателей, показатель валовой продукции был заменен на объем реализованной продукции, так как он позволял объективнее оценивать деятельность предприятий, лучше согласовывать их интересы с потребителями.

Значительное внимание уделялось повышению качества продукции, созданию более производительных машин и оборудования. Для этого предусматривались показатели технического уровня и качества продукции, долговечности, надежности.

Менялась система показателей плана по труду. Вместо численности промышленно-производственного персонала и средней зарплаты устанавливался общий фонд заработной платы и рост производительности труда.

Важным вопросом была перестройка ценообразования. Проведенная реформа оптовых цен учитывала теперь фондоемкость продукции, размер платы за производственные фонды, отчисления в фонд стимулирования. Таким образом, новая ценовая политика обеспечивала работу предприятий на условиях хозрасчета. Предприятия получили большие права в области планирования, использования основных и оборотных фондов, капитального строительства, утверждения штатов. В пределах установленного норматива за предприятиями закреплялись оборотные средства. Амортизационные отчисления могли быть направлены на капитальные вложения сверх установленного плана. Расширение хозяйственной самостоятельности проявлялось в увеличении доли прибыли, распределяемой предприятиями.

Реформа предусматривала формирование за счет прибыли фонда материального поощрения, фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, фонда развития производства.

Реализация реформ, намеченных в 1965 г., оказалась сложной и не вполне выполнимой задачей. Но на первых порах был получен большой экономический и социальный эффект. Однако, несмотря на хорошие результаты, достигнутые в годы восьмой пятилетки, эффект реформы оказался ниже ожидаемого. Расширение хозяйственной самостоятельности предприятий и развитие оптовой торговли средствами производства оказались несовместимыми с сохранившейся системой государственного планирования. Поэтому в дальнейшем оптовая торговля средствами производства была ликвидирована. Установленные цены не учитывали дефицитность продукции, так как базой для их расчета остались издержки производства. Выгодное обществу не стало выгодным предприятиям. Следовало либо перестроить ценообразование, финансово-кредитную систему, либо вернуться к детальному планированию номенклатуры продукции и других показателей, ограничив самостоятельность предприятий. Был выбран второй путь. В итоге условия для подлинного хозрасчета не сложились.

Серьезная причина неудач реформ состояла в сильном противодействии новому со стороны политического руководства. Недоверие к экономическим методам управления, приверженность привычному командно-административному руководству, нежелание выпускать из своих рук всю полноту власти привели к сворачиванию реформ.

Падение темпов экономического развития, низкая эффективность использования всех факторов производства вынудили руководство страны пересмотреть экономическую политику. Идея новой экономической политики состояла в ускорении темпов и интенсификации общественного производства посредством научно-технического прогресса, структурной перестройки, эффективной системы управления, организации и стимулирования труда. Однако оказалось, что структурная перестройка экономики невозможна без реорганизации хозяйственного механизма.

Лозунг «ускорение» был заменен лозунгом «перестройка». В 1987 г. была принята программа коренной перестройки управления экономикой. Она предусматривала ее социальную переориентацию, структурные преобразования, перестройку финансово-кредитной системы. Направленность этих преобразований можно определить как начальный этап создания регулируемой рыночной экономики. Был сделан первый шаг в этом направлении – принят Закон о государственном предприятии.

Закон о государственном предприятии провозглашал принцип полного хозяйственного расчета и самофинансирования. Обобщающим показателем деятельности предприятия объявлялась прибыль (или доход), часть которой должна использоваться для обязательных выплат, а другая вместе со средствами на оплату труда образует хозрасчетный доход коллектива. Закон расширял права предприятий в области планирования производства, оптовой торговли средствами производства, самостоятельного установления цен, внешнеэкономической деятельности. Предусматривались демократизация и вовлечение в управление широких слоев трудящихся, развитие самоуправления – выборность руководителей, утверждение планов на общих собраниях работников, избрание советов трудовых коллективов.

Некоторое расширение прав предприятий в самофинансировании без соответствующего повышения их ответственности способствовало усилению материально-финансовой несбалансированности, расстройству денежного обращения, ускорившему спад производства. Усилилась тенденция к натурализации хозяйственных связей. Росли товарные запасы на складах, увеличивались неплатежи. Обычной стала практика проведения взаимозачетов долгов по окончании года.

В перестроечный период была разрешена индивидуально-трудовая деятельность, в 1988 г. были приняты Закон о кооперации в СССР, а также Основы законодательства об арендных отношениях. Быстрое развитие индивидуального и кооперативного производства товаров и услуг в 1987–1988 гг. продемонстрировало, что рынок может относительно быстро наполняться товарами за счет негосударственных форм собственности.

В условиях всеобщего дефицита предприниматели и кооператоры получали сверхприбыли, при этом не были установлены нормативы налогообложения. Попытка регулирования сверхвысоких доходов кооперативов оказалась запоздалой. Установление прогрессивного налогообложения было расценено как ущемление интересов кооператоров.

Нарастала неудовлетворенность и коллективов государственных предприятий, которые имели менее льготные условия формирования и распределения доходов по сравнению с кооперативами. Квалифицированные и инициативные работники стали покидать государственные предприятия и переходить на предприятия новых форм хозяйствования.

Партийно-государственное руководство опасалось неподконтрольного ему негосударственного сектора, видя в нем конкурента. Под видом борьбы с нетрудовыми доходами был нанесен серьезный удар по частному предпринимательству. Она началась с наступления на личное подсобное хозяйство. Местные власти ограничивали производство продукции в личном хозяйстве сверх потребностей семьи, запрещали вывозить продукцию в другие области, устанавливали нормы посадки овощей.

Аналогичная ситуация складывалась с развитием арендных отношений. Аренда предприятий трудовыми коллективами была весьма удачной формой собственности. Сдача в аренду небольших предприятий давала хорошие результаты: росли объемы и эффективность производства. Но этот процесс был прерван прямым вмешательством государства в распределение доходов арендаторов.

Сложившиеся благоприятные возможности для поэтапного разгосударствления, восстановления рыночных отношений были упущены. Вместо ожидаемой финансовой стабилизации возрос дефицит государственного бюджета, усилилась инфляция. В 1990 г. наметился спад производства. Витрины магазинов были пусты, в 1991 г. в городах возникла угроза голода.

В 1992 г. либерализация цен стала центральным элементом экономических реформ в России. Либерализация цен вызвала пятикратное их увеличение в течение трех месяцев. В росте цен и развитии инфляции сыграли свою роль многие факторы: высокий уровень монополизации, резкое увеличение заработной платы, повышение цен на сырье, бегство от денег. Либерализация цен призвана была сбалансировать спрос и предложение, создав основу для структурных преобразований. Однако добиться стабилизации в финансовой сфере не удалось, а спад промышленного производства продолжался. Либеральные реформы были призваны обеспечить преодоление экономического кризиса в стране, но добиться этого долго не удавалось. Только на седьмом году реформ, в конце 1998 г., стал наблюдаться рост производства.

В системе экономических реформ в России приватизации принадлежит ключевая роль. Приватизация проходила в два этапа. Первый этап пришелся на 1992 г. – первую половину 1994 г. Главными задачами программы приватизации были проведение малой приватизации и создание условий для осуществления в 1992–1994 гг. большой приватизации.

Главной целью приватизации в России являлось формирование широкого слоя частных собственников. С этой целью проводилась «ваучерная приватизация». Каждый гражданин России получал свой ваучер, или приватизационный чек, который он мог использовать для приобретения акций или продать за деньги. 35 % всех приватизированных по федеральной программе предприятий были выставлены на продажу за приватизационные чеки.

В 1994 г. начался второй этап приватизации. Его суть состояла в том, что предприятия приватизировались за деньги. Продажа акций акционерных обществ происходила на конкурсной основе. В дальнейшем был осуществлен переход к приватизационным проектам по отдельным предприятиям.

Теневая экономика – это хозяйственная деятельность, которая ведется нелегально, не контролируется обществом, доходы от нее укрываются от налогов и взносов в государственные фонды. Подобная неконтролируемая хозяйственная деятельность, по разным оценкам, охватывает 20–40 % экономики России. Предприимчивость в Советском Союзе могли проявлять люди, занимавшиеся противозаконной, тайной предпринимательской деятельностью, которая принимала различные формы. Это и подпольное производство, которым занимались так называемые цеховики, и перепродажа товаров с выгодой, которой занимались спекулянты, и многие другие виды деятельности, которые и образовывали систему теневой экономики. Поскольку все ресурсы находились в распоряжении государства, а предпринимательская деятельность была запрещена, то система теневой экономики в советское время была связана с хищениями, сокрытием доходов и другими деяниями, которые во всем мире считаются преступными. Другими причинами развития теневой экономики являются несовершенство действующих законов, неэффективность действия властей, коррупция.

Проводимый в 90-е годы курс реформ не сопровождался четко определенной социальной политикой. Государству не удавалось эффективно контролировать важнейшие социальные процессы. Правительством намечены масштабные реформы во многих отраслях социальной сферы – в системе пенсионного обеспечения, в образовании, здравоохранении, коммунальном хозяйстве. Проведение реформ в социальной сфере должно стать одним из важнейших направлений дальнейшего реформирования российской экономики.

Народное хозяйство представляет собой сложную систему, состоящую из многих элементов, теснейшим образом связанных друг с другом. Соотношение между этими элементами и есть экономическая структура. Экономическая структура имеет огромное значение для сбалансированности народного хозяйства, его эффективного и устойчивого роста.

Отраслевая структура представляет собой соотношение различных отраслей и подотраслей в системе национального хозяйства. Она сложна, динамична и подвергнута количественным и качественным изменениям под воздействием научно-технического прогресса, циклического развития экономики и ряда других факторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: