1. Телефонный разговор. Обратная связь – быстрая, каналы – аудио, богатство передачи – высокое, область эффективного использования – коммуникация, требующая двусторонней связи.
2. Личная беседа. Обратная связь – немедленная, каналы – аудио и визуальный (невербальный), богатство передачи – очень высокое, область эффективного использования – сложная коммуникация, требующая двусторонней связи.
3. Документ, направленный адресату. Обратная связь – медленная, каналы – визуальный (вербальный), богатство передачи – ограниченное, область эффективного использования – четкая и рациональная коммуникация.
4. Общий документ. Обратная связь – очень медленная (часто отсутствует), каналы – визуальный (вербальный), богатство передачи – низкое, область эффективного использования – официальная коммуникация на организационном уровне.
Формальные коммуникации
Вертикальные коммуникации – указания – сверху вниз
информация – снизу вверх
Горизонтальная коммуникация – координация.
|
|
Недостатки формальных коммуникаций:
- высок риск искажения, особенно при устной передаче, т.к. информация проходит через значительное число иерархических уровней.
Борьба: чтобы снизить искажение необходимо снижать число иерархических уровней, давать указания в письменном виде.
Для коммуникации «информация» недостатком является различие в статусе участников процесса.
Борьба: требуется контроль для снижения искажения, т.е. выборочные проверки.
Для горизонтальной коммуникации «информация» недостатком является борьба работников за ресурсы, внимание, расположение руководства, поэтому обмен информацией может быть неполным.
В организациях существуют также неформальные коммуникации, характеризующиеся тем, что сотрудники вступают в контакты друг с другом без учета отношения к выполняемым функциям.
Повышение эффективности организационных коммуникаций зависят от множества факторов индивидуальных и организационных. Индивидуальные факторы связаны со способностью участвовать в информационном обмене.
Методы снижения коммуникационных барьеров на данном уровне – развитие коммуникационных навыков сотрудников (развитие технических навыков, активное слушание и обратная связь).
На организационном уровне методами снижения барьеров является снижение числа иерархических уровней, минимизация информационной загруженности работников.