Тема: Система зажигания

Цель работы:

Ознакомление с системой зажигания

Задание:

  1. Изучить устройство и принцип работы контактной системы зажигания
  2. Изучить принцип работы контактно-транзисторной системы зажигания
  3. Изучить принцип работы бесконтактной системы зажигания
  4. Изучить устройство и особенности работы модульного зажигания
  5. Изучить устройство и работу приборов системы зажигания
  6. Составить отчёт о работе и ответить на контрольные вопросы

Оборудование:

  1. Стенд двигателя автомобиля ВАЗ- 2103
  2. Приборы системы батарейного зажигания
  3. Приборы системы электронного зажигания
  4. Плакаты по устройству приборов зажигания
  5. Литература по устройству автомобилей

Ход работы:

Система зажигания служит для создания тока высокого напряжения, распределения его по цилиндрам двигателя и воспламенения рабочей смеси в камере сгорания, в определённые моменты. На автомобильных двигателях применяют контактную, контактно-транзисторную и бесконтактно-транзисторную системы зажигания.

В контактную систему батарейного зажигания входят: АКБ, катушка зажигания, прерыватель низкого напряжеиия с конденсатором, распределитель импульсов высокого напряжения, свечи зажигания, выключатель зажигания, амперметр.

При эксплуатации форсированных двигателей выявились существенные недостатки контактной системы: быстро обгорают и изнашиваются контакты прерывателя, так как через них проходит ток значительной силы (до 7-8 А); резко уменьшается ток в цепи низкого напряжения, вследствие чего снижается и ток в цепи высокого напряжения; возникают перебои с воспламенением рабочей смеси; затрудняется пуск двигателя; снижаются экономичность и мощность двигателя.

Контактно-транзисторная система зажигания. Преимущества контактно-транзисторной системы следующие: через контакты прерывателя проходит небольшой ток управления транзистора, а не ток (до8 А) первичной обмотки катушки зажигания, поэтому исключаются эрозия и износ контактов; возрастают ток высокого напряжения и энергия искрового разряда, что позволяет увеличить зазор между электродами свечи зажигания, облегчается пуск и улучшается экономичность двигателя

Контактно-транзисторная система состоит из транзисторного коммутатора, катушки зажигания, свечей зажигания, распределителя, добавочных резисторов, выключателя добавочного резистора, АКБ и выключателя зажигания. В этой системе две цепи низкого напряжения: цепь управления транзистора и цепь рабочего тока.

Цепь рабочего тока низкого напряжения: положительный вывод АКБ, выключатель зажигания, выводы ВК-Б и К добавочных резисторов, первичная обмотка катушки зажигания, выход транзисторного коммутатора, электроды перехода эмиттер-коллектор транзистора, вывод М – масса, отрицательный вывод АКБ.

При размыкании контактов прерывателя прекращается ток в цепи управления транзистора и значительно возрастает его сопротивление. Транзистор закрывается, выключая цепь рабочего тока низкого напряжения. Магнитный поток изменяющегося поля пересекает витки катушки зажигания, индуктируя во вторичной обмотке ЭДС, в результате чего возникает высокое напряжение (около 30 000 В), а в первичной обмотке ЭДС самоиндукции (около 80-100 В).

Цепь высокого напряжения: вторичная обмотка катушки зажигания, ротор распределителя, свечи зажигания, масса- вторичная обмотка катушки зажигания.

Импульсный трансформатор необходим для быстрого запирания транзистора. При размыкании контактов прерывателя во вторичной обмотке импульсного трансформатора индуктируется ЭДС самоиндукции, направление которой противоположно направлению рабочего тока на переходе база- эмиттер. Поэтому быстро исчезает магнитное поле и ток в первичной обмотке катушки зажигания. Диод и стабилитрон предохраняют транзистор от пробоя ЭДС самоиндукции.

В бесконтактной системе зажигания момент подачи искры определяется бесконтактным датчиком. Таким датчиком может быть индуктивный, магнитоэлектрический или полупроводниковый. Датчик импульсов представляет собой малогабаритный генератор переменного тока, управляющий работой транзистора. При открытии и зарытии транзистора, происходят те же явления, что и в контактной системе зажигания при замыкании и размыкании контактов прерывателя.

Достоинства: нет контактов, возможность повышения высокого напряжения до 40 кв. за счёт увеличения тока в первичной цепи, надёжность и долговечность.

Схемы систем зажигания

W1- 250-300 витков

W2- 20-40т. витков

1. АКБ

2. включатель зажигания

3. добавочный резистор

4. катушка зажигания

5. распределитель высокого

напряжения

6. свеча зажигания

7. прерыватель тока

8. конденсатор

9. транзисторный

коммутатор

10. датчик импульсов

В системе зажигания ВАЗ-2110, 2111, 2112 и др. в вариантном исполнении не используются традиционные распределитель и катушка зажигания. Здесь применяется модуль зажигания, состоящий из двух катушек зажигания и управляющей электроники высокой энергии.

Система зажигания не имеет подвижных деталей и поэтому не требует обслуживания. Она также не имеет регулировок (в том числе и угла опережения зажигания), т.к. управление зажиганием осуществляет контроллёр.

В системе зажигания применяется метод распределения искры, называемый методом «холостой искры». цилиндры двигателя объединены в пары 1-4 и 2-3 и искрообразование происходит одновременно в двух цилиндрах: в цилиндре, в котором заканчивается такт сжатия (рабочая искра), и в цилиндре, в котором происходит такт выпуска (холостая искра). В связи с постоянным направлением тока в обмотках катушек зажигания ток искрообразования у одной свечи всегда протекает с центрального электрода на боковой, а у второй- с бокового на центральный. Свечи применяются типа А17 ДВРМ (для 8-клапанных ДВС) или АУ17 ДВРМ (для 16-клапанных ДВС, с уменьшенным до 16 мм. размером под ключ). Зазор между электродами свечей составляет 1,0-1,15 мм.

Управление зажиганием в системе осуществляется с помощью контроллёра. Датчик положения коленчатого вала подаёт в контроллёр опорный сигнал, на основе которого контроллёр делает расчёт последовательности срабатывания катушек в модуле зажигания. Для точного управления зажиганием контролёр использует следующую информацию:

- частота вращения коленчатого вала;

- нагрузка двигателя (массовый расход воздуха);

- температура охлаждающей жидкости;

- положение коленчатого вала;

- наличие детонации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: