Коррекция. Общие цели и содержание образования определяют конкретные учебные цели

Общие цели и содержание образования определяют конкретные учебные цели. Те, в свою очередь, задают формы и методы обучения. Оцениванию принадлежит главная роль в регулировании, коррекции и управлении этим процессом. Безусловно, оценивание также необходимо для регистрации успехов учащихся, как в режиме текущего оценивания, так и на этапе окончания программы. Нельзя упускать из вида и стимулирующей роли оценки. Однако, главная функция оценивания - анализ процесса, обратная связь, которая позволяет выявить особенности протекания процесса обучения и внесения соответствующих поправок. Очевидно, что в этом случае необходимым становится требование объективности оценки.

Сегодня оцениванию во всем мире придается все большее значение, по существу оно становится системообразующирм фактором учебного процесса. То, какие подходы и технологии используются школой в оценивании, отражает:

· цели/ожидаемый результат образования («знающая» или постоянно развивающаяся личность);

· позицию учителя в классе (транслятор знаний или организатор и координатор процесса, субъект-объектный или субъект-субъектный характер взаимодействия между учителем и учащимся);

· позицию ученика (обучаемый или учащийся);

· отношение родителей к оценке (отметка как характеристика личности ребенка или формальное выражение оценки его достижений в той или иной области в данный момент);

· отношение школы к оценке (формальные показатели типа «успеваемость», «качество образования», выражаемые как процентное отношение тех или иных отметок к общему числу обучаемых, по сути подталкивающие школу к необъективности, или глубокий анализ деятельности всей школы, как социального института).

Следует четко понимать, что оценивание выполняет разные функции и в разных ситуациях служит различным целям.

· Учителя оценивают работу учащихся ежедневно для того, чтобы:

Ø спланировать свою работу;

Ø определить, что получается, а что - нет;

Ø мотивировать учащихся;

Ø довести до их сведения и до сведения родителей, как продвигается учащийся в учебном процессе;

Ø выставить отметки.

· Учащиеся используют результаты оценивания для того, чтобы:

Ø понять чему и как им следует учиться, если следует вообще;

Ø определитьсвои сильные и слабые стороны;

Ø узнать себе "цену";

Ø определить свой "социум".

Кроме того, результаты оценивания могут служить учащимся ценным материалом для рефлексии и самоанализа.

· Родители используют результаты оценивания для:

Ø поощрения и наказания детей;

Ø определения видов на их будущее;

Ø планирования распределения финансовых ресурсов семьи (сегодня для многих россиян продолжение образования детей стоит существенной части семейного бюджета):

Ø формирования отношения к школе.

· Администрация школы использует результаты оценивания для:

Ø поощрения учащихся;

Ø распределения ресурсов;

Ø планирования профессионального роста педагогического коллектива;

Ø отчета перед органами управления образованием.

· Органы управления образованием используют результаты оценивания для того, чтобы:

Ø "отчитаться" перед общественностью;

Ø поощрить или примененить санкции к подведомственным учреждениям;

Ø распределить ресурсы.

Самой чувствительной для общества функцией оценивания является ранжирование молодых людей, их сортировка, которую осуществляют ВУЗы посредством вступительных экзаменов. Понятно, что ВУЗ, проводя вступительные экзамены, по существу определяет рейтинг абитуриентов, изъявивших желание продолжить свое образование именно в этом ВУЗе. По идее, школьные выпускные экзамены должны делать то же самое, только они еще могут показать выпускнику для какого ВУЗа его уровень подготовки достаточен, а для какого - нет. К сожалению, сегодня выпускные экзамены в школе, кроме пугала для учащихся, дубинки заставляющей их учиться в школе, никакой другой функции не несут. Наиболее яркой иллюстрацией того, что со школьными выпускными экзаменами сегодня у нас, мягко говоря, не все в порядке, являются данные по числу медалистов в разных регионах России. Если верить этим показателям, то самые глупые дети и неумелые учителя у нас в Москве, так как здесь меньше всего выпускников с золотыми медалями. Правда, почему-то, в одну из московских школ, где медалисты - значительная редкость, конкурс в первый класс выше, чем на экономический факультет МГУ.

Сортировка учащихся по их уровню обученности безусловно оправдана в случае необходимости отбора лучших. Однако, такая сортировка ничего не говорит о том насколько эти "лучшие" действительно хороши. Если же нас волнует качество образования, то немедленно встает вопрос о стандартах качества, об учебных целях, о том чему учить и что оценивать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: