Материалы для самоконтроля и дискуссии по теме «Методология»
1. Выполните задания (примерные задания).
1.Расположите в логической последовательности этапы исследования.
1.цель; 2. гипотеза; 3. предмет исследования; 4. проблема; 5. актуальность; 6. объект исследования; 7. тема; 8.задачи.
2. Каким понятиям даны определения?
· Замысел исследования, научный результат, который должен быть получен в итоге исследования
· Научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке.
· Отражение противоречия между знаниями о потребностях людей в области обучения и воспитания и незнание путей, средств и методов их решения.
3. К методологическим подходам относятся:
А.диалогический, Б. антропологический, В. общенаучный, Г. личностный, Д. философский, Е.деятельностный, Ж. конкретно-научный, З. Культурологический, И. Технологический.
4.. Выберите правильный ответ.
Лаконичное и четкое ограничение аспектов исследуемой области называется…
5. На втором уровне методология представляет собой…
|
|
1. общенаучную методологию;
2. конкретно научную методологию;
3. различные технологии;
4. набор методик и методических приемов;
5. философские знания.
О каком философском направлении методологии педагогики идет речь в данном высказывании?
Место книжной учебы, лишенной связи с жизнью, занял принцип активного обучения. Учебный процесс сближается с жизнью, с практической деятельностью, осуществляется при выполнении конкретных дел, работы по дереву, с металлом, тканью и т.п. Интересы ребенка определяют содержание и методику обучения.
Нужно ли педагогу самостоятельно проводить в научно-педагогические исследования или это дело ученых?
Как Вы считаете, какие направления учебного и научного исследования наиболее актуальны для современной школы?
Изучите направления и формы научно-методической работы в школе.
Формы научно-методической работы
Формы научно-методической работы разнообразны и соответствуют содержанию работы, профессиональными возможностями, образовательными потребностями и интересами учителей. Их объединяем в шесть блоков:
Блок | Формы |
1 | 2 |
Поисковая работа и научные исследования педагогов | Участие в работе экспериментальной площадки, разработка и апробация авторских и вариативных программ, рецензирование, изучение теоретического материала по проблеме исследования, участие в научно-практических конференциях, семинарах, выступления по итогам исследований, написание учебника, методического пособия, тематического сборника, статьи в журналах |
Руководство поисковой работой обучающихся | Руководство предметными кружками, творческими проблемными группами, секцией научного общества учащихся, рефератами; участие в организации научно-практической конференции учащихся, обработка материалов экспериментальной работы учеников, проведение консультаций учащихся, руководство работой одаренных учеников по индивидуальным планам |
Разработка методической документации | Работа по составлению учебных планов, программ, методических рекомендаций по организации и управлению образовательным процессом, научно-методической работой; разработка экзаменационных материалов, анкет, различных положений (о смотрах, конкурсах, выставках и т. п.), методик диагностики учащихся |
Подготовка учебных аудио- и видеозаписей | Подготовка аудио- и видеозаписей уроков, внеклассных мероприятий |
Повышение квалификации учителей | Стажировки, круглые столы, индивидуальные консультации, авторские семинары, открытые уроки, взаимопосещения, работа с научно-методической литературой, наставничество, участие в конкурсах профессионального мастерства “Учитель года”, “Самый “классный” классный руководитель” и т. д. |
Обобщение и распространение инновационного педагогического опыта | Работа в творческой группе по сбору материалов с целью изучения инновационного опыта, систематизация и обобщение материалов творчески работающего учителя или собственного опыта инновационной деятельности, оформление результатов исследования (доклад, брошюра, статья, монография, наглядный материал), презентация, распространение и внедрение инновационных наработок в образовательный процесс, мастер-классы, педагогические мастерские, выступления на педсоветах, выездные семинары, педагогические лектории, встречи с творчески работающими учителями, создание информационной базы о передовом инновационном опыте |
Ознакомьтесь в педагогической литературе и в опыте работы школ с наиболее интересными для Вас формами.
|
|
Какие из них Вы хотели бы реализовать на практике?
4. Проблема реализации методологических подходов (личностный, деятельностный, полисубъектный и т.д.) вызывает трудности в их реализации практической педагогической деятельности. Рассмотрите сущность, необходимость и проблемы в реализации подходов. Воспользуйтесь материалами Хрестоматии по педагогики Составитель Морозова О.П. (Интернет источник) или материалами найденными самостоятельно.
Рассмотрите варианты суждений о личностном подходе в педагогическом процессе и составьте свои варианты о реализации другого подхода.