М в контекста культурологических теорий

Социокульт. особенности М.

Ханасинский. Культурн. специфика молодости определяет не только х-ки этой группы, но и об-ва в целом.

Хелена Вульф «М культура: посткульт. перспективы»

М не только наследует культурн. ценности, но и позиционирует их.

Шпрангер. основатель «культурной педагогики». «Психология юношеского взросления». Уделял внимание юношеским фантазиям; тому, как происх. процесс вхождения в об-во, процесс морального развития.

è культурно-психолог. подход к анализу М.

Социальная антропология.

Р Браун, Мариновски, О. Бенедикт, М. Мид – изуч примитивн. народов……

Бенедикт – вводит понятие возрастной группы (класса) и возрастного ранга.

М.Мид – М культура имеет важн. знач.

3 типа культур:

-префигуративная (нет возраст. дифференц, передача опыта от старшего к младшему. традиц. об-во, гетерогенное об-ва)

- пофигуративная (гомогенное об-во. Не только ценности старшего поколения восприн. младшим, но и продуцир. сами, у своих сверстников).

- постфигуративная (совр. об-ва. И старшие учатся у молодых, в результате техн. прогресса).

Трактовка М через субкультуру:

Тенбрук: «М и об-ва:соц. перспектива»

М живет в условиях особой М субкультуры. Именно этим обусл. особый интерес их к музыке, танцам, движению и т.д.

В этих неформальн. группах и форма. личность человека, а не семья, школа и т.д.

Роззак «Размышления о технократич. об-ве и его М (молодой, юной) оппозиции», 1969.

Протест М против технокр. об-ва.

Миллс «Письма к новым левым». Не совр. этапе развития общества новой революц. силой, предопределяющей его развитие, явл. молодое поколение. От него зависят изменения соц. структуры об-ва.

Маркузе «одномерный человек». М – главная революционная сила человечества.

Ч. Рейч «Зеленеющая Америка» (М – движение зеленых)

Переход к культурологич. анализу как S общественных отношений.

2 вида взглядов на М:

-как объект общественных отношений

-как S общественных отношений

è линия Маркса- Мангейма.

Отношение к М как к объекту - до 80х гг.

Фридрих. Главн. задача социологии – разработка высокоэфф. методов управления М-ю.

Марксистская теория: М как S самая революционная сила- студенты.

П. Митев – Райцев, Господинов – т.зр., что М – S обществ. отношений и совей собственной социализации.

Процесс самоопределения молодежи - …….

Карвак, Миляновский. М как соц. S

критиковалась линия Парсонса. ПРотивост. марксистской позиции «проблема поколений».

Поколение как н. категория.

Выступ. против односторонности рассмотрения М.

Против объекта и S.

Жизненный опыт каждого поколения формируется в совершенно отличном от предыдущих поколений историческом окружении.

У каждого свое пространственно-временное измерение.

Нужно учитывать историко-культурный контекст.

«…нашего времени»

2 типа об-ва, размышл. о функциях М:

-статические (такого взаимодействия не происходит, М не полностью интегрир. в ….об-ва)

-динамические (большое внимание М взаимодействиям с ним.)

Молодежь по своей природе не прогрессивна и не консервативна, но это …., готовая к любым начинаниям.

Соц. функции М в об-ве, взаимодействие поколений, М как соц ресурс – на это должны обращать внимание при изучении М.

Как возможно реализовать этот ресурс?

М или ее будут подталкивать.

Теория статусных и ролевых х-к М.

Шельски «Скептическое поколение»

М – переходная ступень от соц роли ребенка к соц роли взрослого.

Это предопредел. нормативную несамостоятельность М.

2 мира: М находится между.

-микромир (семья)

-макромир (об-во)

Между – бездна, перепрыгнуть ее сложно. Ее преодоление порождает: неуверенность в себе, конфликтность, неустойчивость соц. позиций.

Характеристики М:

-скепсис по отношению ко всему, нигилизм, непринятие идеалов.

-ориентация на успех, достиженческие ценности.

Розенмарс. Критиковал Шельски. Новое определ. того, что такое М.

С одной стороны М – определенная фаза в жизн. цикле личности

С другой - …..

2 характеристики:

-просто молодой

-молодой-взрослый

Борис:Пока идет освоение …соц ролей – это омлодость.

М: 14-35.

М – как источник конфликта поколений.

Х: О. Гассет «Восстание масс»

Активная жизнь каждого поколения – 30 лет.

2 этапа: Первые 15 лет поколение пытается распространить свои идеи, …в об-ве.

Вторые 15 лет поколение привносит что-то другое.

Если предыдущее поколение революционно, то последующее будет консервативным, умеренным.

Но никогда нет полного возврата к старому, всегда движение к новому.

Флоер: «Конфликт поколений: характер и … студенческого движения».

Конфликт – универсальная тема человеческой истории. Он обусловлен природой ч-а.

С т.зр. Фроера – конфликт поколений явл. большей движущей силой, чем классовая борьба.

Хипсет «Восстание в университете».

И уровень антивоенных настроений, и альтернативные ценности относительно невысоки, но они всегда на поверхности.

…литералицазия студенческой семьи явл. совместное проживание в кампусах.

Тесный контакт между студентами и преподавателями.

Не столько конфликт поколений, сколько преемственность.

Алан Турен «Университет и об-ва в США».

Происходит формирование специфич. университетской культуры. Она способствует тому, что студенты явл. специфической молодежной группой.

Нормы и ценности продуцируются и преподавателями, и студентами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: