Социокульт. особенности М.
Ханасинский. Культурн. специфика молодости определяет не только х-ки этой группы, но и об-ва в целом.
Хелена Вульф «М культура: посткульт. перспективы»
М не только наследует культурн. ценности, но и позиционирует их.
Шпрангер. основатель «культурной педагогики». «Психология юношеского взросления». Уделял внимание юношеским фантазиям; тому, как происх. процесс вхождения в об-во, процесс морального развития.
è культурно-психолог. подход к анализу М.
Социальная антропология.
Р Браун, Мариновски, О. Бенедикт, М. Мид – изуч примитивн. народов……
Бенедикт – вводит понятие возрастной группы (класса) и возрастного ранга.
М.Мид – М культура имеет важн. знач.
3 типа культур:
-префигуративная (нет возраст. дифференц, передача опыта от старшего к младшему. традиц. об-во, гетерогенное об-ва)
- пофигуративная (гомогенное об-во. Не только ценности старшего поколения восприн. младшим, но и продуцир. сами, у своих сверстников).
- постфигуративная (совр. об-ва. И старшие учатся у молодых, в результате техн. прогресса).
Трактовка М через субкультуру:
Тенбрук: «М и об-ва:соц. перспектива»
М живет в условиях особой М субкультуры. Именно этим обусл. особый интерес их к музыке, танцам, движению и т.д.
В этих неформальн. группах и форма. личность человека, а не семья, школа и т.д.
Роззак «Размышления о технократич. об-ве и его М (молодой, юной) оппозиции», 1969.
Протест М против технокр. об-ва.
Миллс «Письма к новым левым». Не совр. этапе развития общества новой революц. силой, предопределяющей его развитие, явл. молодое поколение. От него зависят изменения соц. структуры об-ва.
Маркузе «одномерный человек». М – главная революционная сила человечества.
Ч. Рейч «Зеленеющая Америка» (М – движение зеленых)
Переход к культурологич. анализу как S общественных отношений.
2 вида взглядов на М:
-как объект общественных отношений
-как S общественных отношений
è линия Маркса- Мангейма.
Отношение к М как к объекту - до 80х гг.
Фридрих. Главн. задача социологии – разработка высокоэфф. методов управления М-ю.
Марксистская теория: М как S самая революционная сила- студенты.
П. Митев – Райцев, Господинов – т.зр., что М – S обществ. отношений и совей собственной социализации.
Процесс самоопределения молодежи - …….
Карвак, Миляновский. М как соц. S
критиковалась линия Парсонса. ПРотивост. марксистской позиции «проблема поколений».
Поколение как н. категория.
Выступ. против односторонности рассмотрения М.
Против объекта и S.
Жизненный опыт каждого поколения формируется в совершенно отличном от предыдущих поколений историческом окружении.
У каждого свое пространственно-временное измерение.
Нужно учитывать историко-культурный контекст.
«…нашего времени»
2 типа об-ва, размышл. о функциях М:
-статические (такого взаимодействия не происходит, М не полностью интегрир. в ….об-ва)
-динамические (большое внимание М взаимодействиям с ним.)
Молодежь по своей природе не прогрессивна и не консервативна, но это …., готовая к любым начинаниям.
Соц. функции М в об-ве, взаимодействие поколений, М как соц ресурс – на это должны обращать внимание при изучении М.
Как возможно реализовать этот ресурс?
М или ее будут подталкивать.
Теория статусных и ролевых х-к М.
Шельски «Скептическое поколение»
…
М – переходная ступень от соц роли ребенка к соц роли взрослого.
Это предопредел. нормативную несамостоятельность М.
2 мира: М находится между.
-микромир (семья)
-макромир (об-во)
Между – бездна, перепрыгнуть ее сложно. Ее преодоление порождает: неуверенность в себе, конфликтность, неустойчивость соц. позиций.
Характеристики М:
-скепсис по отношению ко всему, нигилизм, непринятие идеалов.
-ориентация на успех, достиженческие ценности.
Розенмарс. Критиковал Шельски. Новое определ. того, что такое М.
С одной стороны М – определенная фаза в жизн. цикле личности
С другой - …..
2 характеристики:
-просто молодой
-молодой-взрослый
Борис:Пока идет освоение …соц ролей – это омлодость.
М: 14-35.
М – как источник конфликта поколений.
Х: О. Гассет «Восстание масс»
Активная жизнь каждого поколения – 30 лет.
2 этапа: Первые 15 лет поколение пытается распространить свои идеи, …в об-ве.
Вторые 15 лет поколение привносит что-то другое.
Если предыдущее поколение революционно, то последующее будет консервативным, умеренным.
Но никогда нет полного возврата к старому, всегда движение к новому.
Флоер: «Конфликт поколений: характер и … студенческого движения».
Конфликт – универсальная тема человеческой истории. Он обусловлен природой ч-а.
С т.зр. Фроера – конфликт поколений явл. большей движущей силой, чем классовая борьба.
Хипсет «Восстание в университете».
И уровень антивоенных настроений, и альтернативные ценности относительно невысоки, но они всегда на поверхности.
…литералицазия студенческой семьи явл. совместное проживание в кампусах.
Тесный контакт между студентами и преподавателями.
Не столько конфликт поколений, сколько преемственность.
Алан Турен «Университет и об-ва в США».
Происходит формирование специфич. университетской культуры. Она способствует тому, что студенты явл. специфической молодежной группой.
Нормы и ценности продуцируются и преподавателями, и студентами.