Человек и нравственные ценности

Проблема подлинных и мнимых ценностей. Какую роль в жизни человека играет доброта (ми­лосердие, отзывчивость, сострадание)? Что такое благородство? Какие поступки можно назвать благородными? Что такое честь, совесть? Какова роль этих понятий в жизни современного чело­века? Как сохранить нравственное достоинство? Что такое интеллигентность? Какого человека можно назвать интеллигентным?

Помочь ученику грамотно включить формули­ровку в текст сочинения могут типовые конструк­ции. Например:

Автор поднимает (затрагивает) проблему...

Автора текста волнует проблема...

Проблема, которую рассматривает автор, за­ключается в том, что...

Текст … заставил меня задумать­ся над проблемой...

Волнующую всех нас проблему... поднимает писатель …

Проблема, поднимаемая …, - это...

Проблема... не может не волновать современ­ного человека. Задумался над ней и В. Тендряков.

Что такое...? (В чем заключается...? Какую роль в жизни человека играет...?) Эту важную проблему поднимает автор.

Следует осторожно использовать подобного рода «домашние заготовки», поскольку сочинение порой превращается в набор шаблонных фраз, слабо связанных между собой и ничего не говоря­щих о содержании текста.

Ошибки при определении проблемы могут быть связаны с неверным пониманием текста, когда ученик не может выделить главные и второ­степенные мысли автора, не видит подтекстовой информации, неправильно интерпретирует авторс­кие метафоры, не замечает иронии и т.п.

Например, довольно часто ученики пытаются сформулировать проблему, опираясь только на пер­вый абзац (а то и первое предложение), в котором содержится вводная информация, мало связанная с основной проблемой. Текст требует вдумчивого чтения, выделения в нем смысловых частей, кото­рые обычно отражены в абзацном членении.

Как показывает опыт подготовки к сочи­нению, ученикам часто проще выявить ав­торскую позицию, чем сформулировать проблему текста. Поэтому при выявлении проблемы можно использовать следующий прием:

1. Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.

2. Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.

3. Запишите этот вопрос, который и является формулировкой проблемы.

Например, автор текста убеждает нас в том, что знание истории помогает человеку лучше пони­мать события современности. Значит, соответст­вующая проблема может быть сформулирована следующим образом: Что дает человеку знание истории? или Почему человеку необходимо знать историю?

Рассмотрим сказанное на примере конкретно­го текста.

Думая только о себе, человек всегда найдет тысячу причин чувствовать себя несчастным. Ни­когда он не делал всего того, что хотел и должен был делать, никогда не получал всего того, чего, по его мнению, заслуживал, редко был любим так, как мечтал быть любимым. Без конца пере­жевывая свое прошлое, он будет испытывать од­ни сожаления да угрызения совести, меж тем и то и другое бессмысленно. «Наши ошибки обрече­ны на забвение, ничего иного они не заслужива­ют». Зачеркнуть прошлое все равно невозможно, попытайтесь лучше создать настоящее, которым вы впоследствии сможете гордиться. Разлад с самим собой - худшее из зол. Всякий, кто живет ради других - ради своей страны, ради женщи­ны, ради творчества, ради голодающих или гони­мых, - словно по волшебству забывает свою тоску и мелкие житейские неурядицы.

(Андре Моруа)

Нетрудно определить позицию автора: человек не должен жить только для себя, только жизнь того, кто живет ради других, наполнена смыслом. Проб­лемный вопрос, над которым рассуждает автор: Как должен жить человек - для себя или для дру­гих?

Рассмотрим еще один пример.

Ходил ли ты, Учитель, в коротких штаниш­ках?

Конечно, ходил.

Закрой глаза и углубись в свое детское прош­лое, потом присмотрись к своим воспитанникам, и ты обязательно увидишь, как бегаешь по школьным коридорам, как шалишь, как раду­ешься, как забываешь дома тетрадь и учебник, как отвлекаешься на уроке.

Многое из того, что ты забыл, напомнят лю­ди, которые знали тебя в детстве, воспитывали тебя. От них ты узнаешь, каким ты был смешным или серьезным, какие штучки выкидывал. Вер­нувшись в свое детство, ты найдешь там золотой ключик понимания детей. Поделись с ними этими отрывочными воспоминаниями, дай им увидеть тебя таким же маленьким, какими являются они сами, и они впустят тебя в свой мир детства. Они доверятся тебе, потому что среди них ты живешь своим детством. А ты познаешь детей такими, ка­кие они есть и какими становятся под твоим добрым влиянием.

Может, это профессиональная беда тех пе­дагогов, которые считают, что детские страс­ти - только помеха в воспитании? Из головы такого учителя обязательно сотрутся картины его детства, и он станет человеком без детс­кого прошлого. Как же такому педагогу пони­мать своих детей?

Но это еще полбеды. Вторая причина непо­нимания детей более сложная. Иные учите­ля не понимают, почему существует детство в жизни каждого человека. Зачем челове­ку такой неустойчивый, нелогичный период жизни? Там столько недоразумений, столь­ко нераскрытых тайн, столько капризов, бо­лезней, шалостей, опасностей! Наделила бы мать-природа человеческое существо разу­мом с первого дня появления на свет. Разве так трудно ей было сделать это?

Надо понять, почему существует детство, чтобы обратиться к своему детству и через него войти в жизнь своих ребятишек. Взрос­лым постоянно надо помнить, что детство сущест­вует вовсе не назло воспитателям, оно - дар природы человеку, чтобы тот вечно познавал необъятное.

Мы - я и мои ребятишки, воспитатель и вос­питанники, учитель и ученики - живем единой жизнью. Каждого из нас всегда что-то радует и что-то огорчает, но эти радости и огорчения со­ставляют суть нашей большой жизни со всеми своими коллизиями.

- Здравствуйте, дети! Как живете? - спрашиваю я каждое утро всех, и они отвечают:

- Спасибо, хорошо! А вы как живете? - Тоже хорошо, спасибо!

Что значит «живем хорошо»?

Это значит: мы боремся, побеждаем, терпим поражения, опять боремся, снова побеждаем, и так в условиях дружбы, взаимопонимания и взаимной помощи каждый возводит в себе Че­ловека, Личность. Это значит еще, что в нашем мире девяти солнц и девяти радуг существуют тысячи радостей и столько же волнений и пере­живаний.

(По Ш.Амонашвили)

Перед нами фрагмент из книги педагога-нова­тора Шалвы Александровича Амонашвили «Как живете, дети?». Автор рассуждает о причинах, мешающих педагогу понимать детей, следова­тельно, поднимает проблему взаимопонимания учителя и ученика. (Что обеспечивает взаимопо­нимание учителя и ученика?).

Амонашвили не случайно подчеркивает, что «золотой ключик понимания детей» учитель мо­жет найти в своих детских воспоминаниях. Здесь мы видим проблему роли детства в жизни чело­века. (Что такое детство? В чем значимость этого периода жизни человека?)

Кроме того, в тексте поднимается проблема вос­питания. (Что такое гуманный воспитательный процесс?) Автор подчеркивает, что учитель — это не авторитарный лидер, а друг, соратник, который всегда готов помочь ученику, разделить его горе и радость.

Каждая из выделенных проблем может стать основой сочинения, однако в центре внимания ав­тора проблема взаимопонимания учителя и уче­ника.

Типичные ошибки, связанные с формулированием проблемы текста:

У автора есть проблема, которая его очень волнует. Это проблема смысла жизни. (Важно различать проблему, над которой размышляет автор текста, и проблемы, которые возникают в его собственной жизни.)

Автора данного текста беспокоит пробле­ма о равнодушии человека... (Перед нами очень распространенная грамматическая ошибка - на­рушение управления: существительное проблема требует от зависимого слова родительного паде­жа: проблема равнодушия человека.)

Главная проблема этого текста - это уме­ние «отзываться на чужую беду». (Неудачная формулировка с использованием цитаты. Лучше: Автор поднимает проблему сострадания или Как воспитать в человеке умение сочувствовать, со­страдать?)

Проблема, которую поднимает автор, но­сит социальный характер... (Громоздкая, часто встречающаяся фраза. Лучше:...автор поднима­ет важную социальную проблему...)

Одна из проблем данного текста заключает­ся в том, что нужно быть смелым и не идти на сделку с совестью. (Вместо проблемы формули­руется позиция автора.)

В прочитанном мною тексте автор выска­зывает такую проблему, как угасание у людей интереса к чтению. Эта тема очень актуальна сегодня. (Нарушена сочетаемость «высказывает проблему», происходит подмена понятий: тема и проблема - это не одно и то же.)

Писатель затрагивает проблему нравствен­ности, которая разделяется на несколько частей и заключается в проблемах чести, добра и порядоч­ности. (Крайне неудачная формулировка. Можно говорить о различных аспектах проблемы, но не о ее «частях». Видимо, автор сочинения хотел подчеркнуть, что в тексте затронута нравственная проблема, например: какую роль играет понятие «честь» в жизни современного человека?)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: