Комментарий проблемы

Комментарий показывает, насколько глубоко и полно ученик понял эту проблему, сумел уви­деть ее аспекты, намеченные автором, сумел про­следить за ходом авторской мысли. Иначе говоря, комментирование проблемы должно показать, на­сколько правильно экзаменуемый понял текст.

Можно выделить два типа комментария.

1. Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.

Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:

• Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

• На чем заостряет внимание? Почему?

• Какие имена (факты, события) упоминает ав­тор? Для чего?

• Какие эмоции автора выражены в тексте?

• Как выражено отношение автора к изобража­емому? В чем это проявляется?

• Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?

Комментарий к проблеме - это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста.

2. При концепционном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста, ее актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу и т.п. Можно порекомендовать ученикам найти ответы на следующие вопросы:

• К какому типу принадлежит эта проблема? (Социальная, философская, экологическая, нравст­венная и т.п.)

• Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее значимость для общества?

• Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий и т.п.?

• Почему эта проблема привлекла внимание автора?

• Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор?

• К каким выводам автор подводит читателя?

Следует помнить, что в любом случае ком­ментарий должен опираться на прочитанный текст.

Поскольку комментарий обычно располагается после формулировки проблемы, логично строить его так, чтобы он подводил читателя к позиции автора. В этом случае можно использовать логи­ческий переход: Таким образом, позиция автора заключается в том, что...

Чтобы избежать типичных ошибок, необходимо:

1) пересказывать не весь текст, а только ту часть, которая необходима для анализа проблемы,

2) сначала сформулировать проблему, а потом комментировать ее (то есть не размышлять над несформулированным вопросом),

3) умеренно использовать цитирование текста (в подтверждение своей мысли достаточно привести одно или два предложения).

Комментарий представляет собой логический переход от формулировки проблемы к изложению авторской позиции, представленной в тексте.

Разные способы комментирования текста:

Фрагмент текста посвящен такому актуальному вопросу, как….

В тесте рассматривается… обобщается… Материалом для наблюдения послужили…

Актуальность проблемы вполне очевидна… не вызывает сомнений, так как … Данная проблема представляет собой особую актуальность…

На первый план выдвигается вопрос о … Обращают на себя внимания проблемы, затронутые в тексте…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: