Стадии профстановления

Профессиональное становление охватывает длительный период жизни человека (35—40 лет). В течение этого времени меняются жизненные и профессиональные планы, происходит смена социальной ситуации, - ведущей деятельности, перестройка структуры личности. Поэтому возникает необходимость разделения данного процесса на периоды или стадия В связи с этим встает вопрос о критериях выделении стадий в непрерывном процессе профессионального становления.

Т.В.Кудрявцев, один из первых отечественных психологов, глубоко исследовавших проблему профессионального становления личности, в качестве критериев выделения стадий избрал отношение личности к профессии и уровень выполнения деятельности. Он выделил четыре стадии:

1) возникновение и формирование профессиональных намерений;

2) профессиональное обучение и подготовку к профессиональной деятельности;

3) вхождение в профессию активное ее освоение и нахождение себя в производственном коллективе;

4) полную реализацию личности в профессиональном труде.

Е.А.Климов обосновал следующую профессионально ориентированную периодизацию:

1) стадия оптации (12— 17 лет) — подготовка к сознательному выбору профессионального пути;

2) стадия профессиональной подготовки (15—23 года) овладение знаниями умениями и навыками будущей профессионал},ной деятельности;

3) стадия развития профессионала (от 16—23 лет до пенсионного возраста) — вхождение в систему межличностных отношений в профессиональных общностях и дальнейшее развитие субъекта деятельности.

В более поздней периодизации жизненного пути профессионала Е.А.Климов предлагает более подробную группировку фаз:

• оптация — период выбора профессии в учебно-профессиональном заведении;

• адаптация — вхождение в профессию и привыкание к ней;

• фаза интернала — приобретение профессионального опыта;

• мастерство — квалифицированное выполнение трудовой деятельности;

• фаза авторитета — достижение профессионалом высокой квалификации;

• наставничество — передача профессионалом своего опыта.

Не претендуя на строгую научную дифференциацию профессиональной человека, Е.А.Климов предлагает эту периодизацию для критического размышления.

А.К.Маркова в качестве критерия выделения этапов становления профессионала избрала уровни профессионализма личности. Она выделяет 5 уровней и 9 этапов:

1) допрофессионализм включает этап первичного ознакомления с профессией;

2) профессионализм состоит из трех этапов: адаптации к профессии, самоактуализации в ней и свободного владения профессией в форме мастерства;

3) суперпрофессионализм- также состоит из трех этапов: свободного владения профессией в форме творчества, овладения рядом смежных профессий, творческого самопроектирования себя как личности;

4) непрофессионализм — выполнение труда по профессионально искаженным нормам на фоне деформации личности;

5) послепрофессионализм — завершение профессиональной деятельности

За рубежом широкое признание получила периодизация Дж.Сьюпера, выделявшего пять основных этапов профессиональной зрелости:

1) рост — развитие интересов, способностей (0— 14 лет);

2) исследование — апробация своих сил (14—25 лет);

3) утверждение — профессиональное образование и упрочение своих позиций в обществе (25—44 года);

4) поддерживание — создание устойчивого профессионального положения (45 64 года);

5) спад — уменьшение профессиональной активности (65 лет и более) -

Из краткого анализа периодизаций профессионального становления личности следует, что, несмотря на разные критерии и основания дифференциации этого процесса, выделяются примерно одинаковые стадии. Логика развиваемой нами концепции профессионального становления обусловливает правомерность обобщения проделанного анализа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: