Раннехристианское искусство (4-5 век)
— период искусства в истории, от возникновения христианства и признания христианства государственной религией Константином I Великим в Римской империи (в 313 году) до формирования византийского искусства в V—VI веках.
Архитектура. Официальное признание христианства потребовало строительства зданий. Ритуал требовал сборища верующих в одном месте, а также жертвы на алтаре. Основное здание – базилика (т.к. это гражданское сооружение, которое не было осквернено языческими ритуалами) и центрические купольные здания: мавзолеи и баптистерии. Заимствование из Рима. Мир разделился на духовный и материальный – дуализм. Важно внутреннее, а не вешнее. Реабилитация человека – очеловечивание Бога.
Живопись. Делилась на две: монументальная (на стене), станковая (на доске). Монументальная живопись: мозаика и фреска. Икона – библия для неграмотных. Свет – душа средневекового искусства. Золотой – божественный свет.
● Базилики: Базилика Сант Аполлинаре ин Классе в Равенне (6 в.), Базилика Сант Аполлинаре Нуово (6 в.), Базилика Санта Мария Маджоре (4 в. Рим), Базилика Сан Паоло Фуори ле Мура (4 в. Рим).
|
|
Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне (5 в.), Баптистерий Православных (5 в. Равенна)
_____________________________________________________________________________________
Введение по всей византийской архитектуре: наиболее выдающимися типами являются: купольная базилика, перистильный тип церкви, церкви, перекрытые куполом на восьми опорах, и крестовокупольные постройки. Во всех этих архитектурных типах господствует купол над амвоном (кафедра), перекрывающий центральную часть здания, к которой примыкает алтарь в апсиде. Стены складывали из кирпича, из тесаного камня, из кирпича с прокладками из камня или из камня с прокладками из кирпича. Перекрытия — по большей части сводчатые.
Ранневизантийское искусство (6-8 век).
На VI век приходится первый подъём византийского искусства, который во многом связан с политическим и экономическим подъёмом при правлении императора Юстиниана («Золотой век»). Полная и окончательная христианизация философии, литературы, изобразительного искусства. При Юстиниане византийское искусство приобретает полную самостоятельность. Искусство отразило в своих образах государственные и религиозные идеи, а также богатство Византийской империи. Своеобразие официального искусства времени Юстиниана — это показ дворцовой жизни как пышного церемониала, театрально-торжественного культа. Главным художественным центром становится Константинополь, где работают самые лучшие и талантливые мастера. Основная идея: снаружи не красиво, внутри – прекрасно. Всё сокровенно, всё тайно. Развивается иконописание, мозаическое искусство, центром которого была Равенна.
● Базилика Сан Витале в Равенне (6 в.), Собор Святой Софии в Константинополе (6 в.) - Зодчие (архитекторы) – Анфимий из Тралла и Иси́дор из Милета.