Слагаемые успеха

Люди могут вместе совершить то,

чего не в силах сделать в одиночку;

единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим.

Д. Уэбстер

¨ Как можно организовать работу по подготовке отрядных дел?

На организационном сборе отряда и на сборе планирования ребята пытаются ответить на вопросы: «Как мы будем жить?», «Что мы будем делать?», «Как будем делать?». При решении этого последнего «как» ребята «учатся мыслить, прежде всего, с позиций реальных организаторов, и чем больше ребят будет вовлечено в этот процесс, тем в большей мере мы приблизимся к цели развития инициативы и самодеятельности каждого ребенка» (5, с. 11).

Инициатива и самодеятельность подростка воспитывается, поддерживается, развивается при умелом руководстве педагога в повседневной коллективно-творческой и организаторской деятельности.

Организаторская деятельность осуществляется разными способами, в зависимости от того, что организуется и кто организует работу.

Иногда бывает так, что какое-либо отрядное дело предлагает сам вожатый, назначает ребят, ответственных за его подготовку и проведение (речь не идет о делах в первые дни организационного периода, в этом случае вожатый сам готовит дело, а ребят из отряда привлекает только в качестве помощников). Интересно это? Наверное, нет.

В каком случае отрядное дело будет по-настоящему интересным, полезным, значимым? Тогда, когда его предложили сами ребята. Сами придумали, подготовили и провели. Только при таком подходе реализуется один из главных принципов самоуправления, который мы в «Орленке» называем «Четыре сами»: сами планируем, сами готовим, сами проводим и сами анализируем.

Как же сделать, чтобы в подготовке дела были задействованы все желающие ребята, чтобы всем было интересно? Чтобы не только вожатый или определенная группа активных ребят в отряде организовывали все дела? Чтобы все ребята принимали самое живое участие в реализации отрядных планов, подготовке и осуществлении задуманного? И практически каждый подросток приобрел организаторский опыт?

Для этого существует несколько способов – методов подготовки дел. Каждый метод основывается на особом способе формирования групп подростков – организаторов отрядного дела и особом способе работы групп.

1. Инициативная группа временный орган отряда, группа ребят, которые являются инициаторами и организаторами определенного дела. Эти ребята:

– сами предлагают провести отрядное дело;

– сами пишут сценарий дела и готовят все необходимое (художественное и музыкальное оформление, реквизит, призы и подарки победителям и т.д.);

– сами проводят дело;

– анализируют дело сами и совместно с отрядом.

Таким образом, в инициативную группу по подготовке какого-либо отрядного дела входят ребята, которые предложили провести это дело, «сами хотят принять участие в подготовке такого дела, интересуются этим вопросом, хотят больше узнать по тому или иному направлению, хотят поделиться своими знаниями с ребятами» (8, с. 25). При подготовке и проведении дела они никого не привлекают, все делают самостоятельно.

В инициативную группу входят желающие: и те, кто достаточно грамотен в данном вопросе, и те, кто просто хочет принять участие в подготовке дела, попробовать себя. Поэтому вожатому необходимо проконтролировать, чтобы поручения в группе были распределены с учетом знаний, способностей и возможностей каждого участника группы.

2. Творческая группа (творческое объединение) – группа наиболее подготовленных, грамотных (можно даже сказать, компетентных) в определенном вопросе ребят, регулирующая подготовку к какому-либо делу. Формируется, как правило, в тех случаях, когда нужно иметь способности, определенный опыт и специальные знания, а также уметь регулировать работу (например, подготовить туристическую тропу лучше всего смогут ребята, увлекающиеся туризмом и разбирающиеся в этих вопросах).

Творческой группе поручается от начала до конца разработать дело целиком или часть дела (как правило, само дело берется из плана работы отряда на смену). Ребята могут привлекать к работе любого члена коллектива, по мере необходимости назначать репетиции, обращаться за помощью к специалистам или находить таковых. В этом состоит отличие творческой группы от инициативной группы.

Этапы работы творческой группы:

– группа разрабатывает подробный сценарий дела;

– распределяет поручения, задания микрогруппам в отряде, отдельным ребятам по подготовке дела;

– корректирует действия ответственных за подготовку отрядного дела;

– проводит дело;

– анализирует дело, подводит итоги своей работы совместно со всеми ребятами отряда.

3. Совет дела группа ребят, представителей микрогрупп, работает как временный орган управления в отряде, организующий и координирующий коллективную работу по подготовке к отрядному делу.

В отличие от творческой или инициативной группы, функции совета дела намного обширней и сложней. Совет дела:

– привлекает к творчеству, проведению дела всех ребят отряда;

– разрабатывает конкретный сценарий дела;

– организует подготовку и проведение дела, распределяет поручения между всеми членами отряда;

– контролирует выполнение поручений, помогает тем, у кого сложнее всего идет работа, рассказывает об интересных находках для того, чтобы уже в ходе подготовки совершенствовать задания;

– руководит выполнением задуманного, координирует действия ответственных;

– анализирует проведенное дело со всеми ребятами отряда.

При таком способе работы все ребята – члены микрогруппы (а микрогрупп в отряде, как правило, не менее 4–6) подчиняются тому, кого выбрали в совет дела и кто регулирует взаимодействие их группы с другими в коллективной деятельности. Одновременно может быть и другая работа, где член совета дела – рядовой участник и подчиняется в этом другом виде работы кому-то из ребят отряда. Таким образом, у подростков формируется демократическая культура, где существенным условием является умение организовывать и подчиняться.

Например, в плане работы отряда на смену есть такое дело – День именинника. Вожатые могут объявить конкурс между микрогруппами на лучшее предложение по проведению этого дня.

1. Разделите ребят отряда на команды по 5–7 человек. Пусть каждый подумает, как он хочет провести такой день, что это будет:театрализованное представление с чаепитием, встреча интересных людей, тематическая дискотека с веселыми конкурсами? А может, праздничный концерт для именинников или вечер их любимых песен? Сколько ребят в отряде – столько и вариантов.

2. На сборе микрогруппы ребята делятся своими идеями. Необходимо внимательно выслушать все проекты. Каждый может высказать свои предложения. Всё обсуждается, и создается сводный проект микрогруппы по проведению Дня именинника.

3. Собираются представители (как правило, по одному человеку) от каждой микрогруппы с предложениями своих групп. Это – совет дела. Его возглавляет либо вожатый отряда (который в этом случае работает наравне с ребятами), либо командир отряда, либо выбирается кто-то из ребят, пришедших на данную встречу.

4. Опираясь на предложения микрогрупп, совет дела:

– разрабатывает день в деталях;

– распределяет поручения между микрогруппами;

– руководит выполнением задуманного: каждый член совета дела в своей группе.

Если в процессе подготовки дела появляются новые предложения и что-то требует замены, члены совета дела, периодически собираясь, координируют действия микрогрупп, обмениваются находками, идеями, опытом, анализируют и т.д.

Проведенное дело обсуждается на общем сборе отряда, каждый имеет право и возможность высказать свое мнение об удачах и недостатках, свои предложения на будущее.

«Сила» такого отрядного дела состоит в том, что

– оно требует общего поиска;

– дает толчок творчеству ребят, выдумке, фантазии;

– открывает возможность каждому проявить себя в творчестве, в осуществлении замысла, в анализе собственного опыта.

Таким образом, организованная общая работа отряда по подготовке дела позволяет всем ребятам думать, предлагать, планировать, претворять в жизнь, учиться анализировать (учиться на собственном опыте), оценивать.

Итак, совет дела представляет собой временное объединение представителей каждой микрогруппы отряда, которое создается для проведения одного определенного творческого коллективного дела. Членом совета дела может быть любой ребенок, так как несет мысли и предложения не только свои собственные, но и всей группы. В совет дела ребята входят по желанию, в зависимости от своих интересов, а временный характер поручения позволяет охватить большое количество ребят.

Совет дела дает возможность каждому внести свое предложение в общее дело, каждому поучаствовать в исполнении, чем он и отличается от инициативной и творческой групп.

Обычно советы дел (так же, в принципе, как и творческие группы) выбираются, формируются на сборе-планировании отряда. Сколько дел ребята захотят провести в смене – столько может быть и советов, творческих групп, которые могут работать параллельно. По окончании дела совет, творческая или инициативная группы прекращают свою работу.

В своей практической деятельности каждый педагог может использовать и другие варианты, способы подготовки дел. Но всегда нужно помнить:

– общее мнение вырабатывается из предложений каждого;

– соблюдение принципа «сами планируем, сами готовим, сами проводим, сами анализируем» дает возможность развивать инициативу и самостоятельность подростков;

– отрядные дела могут быть самые разные, но все они должны соответствовать возрасту, знаниям и интересам ребят;

– обязательным для каждого из вариантов подготовки дел должен стать анализ проведенного дела, когда все ребята отряда размышляют над удачами, ошибками и определяют для себя перспективы, планы на будущее, программу последействия.

Главное для вожатого – не просто обучить ребят, что делать и как, а воспитать уважение каждого к каждому, помочь осознать собственную ответственность за порученное дело, научить критически оценивать свои поступки.

¨ Что необходимо организаторам (вожатому и ребенку) знать и учитывать при подготовке отрядных дел?

· Основные этапы организаторской работы (по подготовке любого отрядного дела):

1) получение задания, определение цели и задач проводимого дела;

2) обеспечение работы (условия, средства, исполнители);

3) планирование работы (творческой группы, инициативной группы, совета дела) и распределение обязанностей;

4) оперативное руководство подготовкой, координация действий;

5) анализ и подведение итогов проделанной работы.

Интересно рассказывается об этом и раскрывается содержание каждого этапа в книге А.Н. Лутошкина «Как вести за собой».

· Советы, познакомившись с которыми каждый будет уметь, знать, как организовывать те или иные дела в коллективе.

1. Получив задание, точно выясните, в чем оно состоит: какова его цель, к какому времени оно должно быть выполнено, что нужно сделать.

2. Хорошо подготовьте себя к работе, заранее прочитайте нужную литературу, посоветуйтесь с ребятами, особенно с теми, кто уже выполнял подобное задание.

3. Если организуемая работа требует материальных средств, надо решить, какие материалы, инструменты, снаряжение нужны, в каком количестве, где их достать, как получить и хранить.

4. Постарайтесь хорошо узнать тех ребят, с которыми будете работать над заданием, узнайте способности каждого, интересы, желания.

5. Составьте план работы по выполнению задания, наметив основные этапы, последовательность их выполнения. В плане отметьте, что сделаете сами, что поручите другим и кому именно.

6. Подготовьте подробный план работы, тщательно обсудите его с теми, с кем предстоит выполнить задание. В дальнейшем постарайтесь учесть все разумные конструктивные советы и предложения.

7. Помните, что в организаторской работе важно правильно расставить исполнителей и правильно руководить ими в ходе подготовки дела. Лучше всего, чтобы каждый получил конкретное задание, которое соответствовало бы его способностям и возможностям.

8. Пусть каждый подумает над тем, что ему поручено сделать самостоятельно и как он будет это делать.

9. Наиболее подготовленные и опытные ребята должны быть поставлены на наиболее ответственные участки. Если какой-то участок работы выполняют несколько человек (даже если двое), то один из них будет старшим, будет отвечать за работу на этом участке. Все участники должны точно знать сроки выполнения поручений.

10. Задача организатора – обеспечить связь между всеми участками работы и единство действий. Организатор сам включается там, где главное, где действительно нужно помочь тому, кому трудно.

11. Организатору дела или ответственному нужно тактично, вежливо, настойчиво добиваться результата, ведя постоянный контроль, учет, проверку выполнения.

12. Берегите свой авторитет, стремитесь быть честными и справедливыми, показывая пример организованности, дисциплинированности и тактичности. Учитесь не только приказывать, но и подчиняться. Думайте прежде всего о деле, которое поручено.

· Необходимые компоненты успеха любого дела:

– интересные задания;

– красочное оформление;

– музыкальное сопровождение;

– находчивый ведущий;

– компетентное жюри;

– эмоциональные зрители;

– исполнительные помощники;

– подготовленные участники;

– призы для победителей.

¨ Как сделать так, чтобы отрядные дела не были скучными?

Перед тем как в отряде начнут свою работу творческая, инициативная группы или совет дела, наверное, будет правильно, если педагог научит ребят придумывать интересные дела, разрабатывать идею дела, содержание.

Для этого одни вожатые проводят обучающее занятие «Конструирование коллективно-творческих дел (КТД)», другие для своих ребят организуют дело «Конструкторское бюро», а кто-то использует тренинг «Конструируем КТД».

Но какой бы способ ни выбрали педагоги, это помогает им разрушить стереотип в сознании подростков при выборе форм отрядной работы, формировать установку на творческий поиск, показать возможные пути такого поиска в ситуации конструирования новых форм. И в этом случае придуманные и разработанные ребятами отрядные дела не окажутся нетворческими, немассовыми, неинтересными.

Остановимся на форме обучающего занятия, в основе которого – тренинг, разработанный Е.В. Титовой[1], и практический опыт вожатых «Орленка».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: