Психоанализ

Современные психоаналитические представления о групповых процессах своими корнями восходят к социально-психологическим взглядам Зигмунда Фрейда, наиболее концентрированно выраженным в его работе 1921 года «Массовая психология и анализ человеческого Я», «Неудовлетворенность культурой».

Фрейд пишет: «Жизнь человека определяется программой принципа наслаждения, однако человек попадает во враждебных отношениях с окружающим миром (как микро-, так и макрокосмосом). Люди стремятся быть счастливыми, но страдания ожидают их с трех сторон (со стороны внешнего мира, взаимоотношений с другими и со стороны своего организма)…

Чтобы избежать несчастья, люди используют разные пути:

- уход от людей, путь в одиночество,

- в качестве членов общества переходят в наступление на природу и подчиняют ее своей воле с помощи науки и техники;

- самый грубый путь: наркотики;

- смещение либидо: сублимация первичных инстинктов: получение удовольствия от деятельности (интеллектуальной), наслаждение от искусства;

- стремление изменить мир вокруг себя;

- ориентация на любовь как центр всего мира.

Неудовлетворенность жизнь приводит к бегству в невротические заболевания. К счастью ведут многие пути, но ни один из них не приводит к цели наверняка.»

(Фрейд З. Неудовлетворенность культурой)

Итак, для психоанализа человек представляется изначально конфликтным существом в силу противоречия между его «животной природой» и антагонистическими ей социальными условиями.


Ключевые понятия ортодоксальной теории групповой динамики:

· десексуализированное либидо (сублимированная любовь) и

· идентификация с лидером группы (подобно тому, как в семье ребенок идентифицируется с родителем того же пола), что обусловливает стремление походить на него.

Основные психоаналитические теории:

1. Теории неопсихоанализа (работы Э.Фромма, Дж.Салливана), в которых признается влияние на поведение и его формирование не только внутренних (инстинктивных) факторов, но и социальных (семьи, общества).

Э.Фромм ввел понятие социального характера, который он определяет как «совокупность черт характера, общую для большинства членов данной социальной группы и возникшую в результате общих для них переживаний и общего образа жизни». Фромм утверждает, что социальный характер определяет мысли, чувства и действия индивида. Если характер человека более или менее совпадает с социальным характером, то доминантные стремления индивида побуждают его делать именно то, что необходимо и желательно в специфических социальных условиях его культуры. Теория Э.Фромма выходит также за границу психоанализа. Поздние работы философа Фрома являются уже по сути гуманистическими (например, «Искусство любить»)

Таблица 3.1. Типология социальных характеров, по Э.Фромму

Ориентации Преобладающая тенденция характера Виды отношений между людьми
1. Неплодотворные
Рецептивная (берущая) Мазохистская (преданность) Симбиоз (теряет свою независимость)
Эксплуататорская (овладевающая) Садистская (авторитет) Активная форма симбиоза (стремление поглотить, подчинить другого)
Стяжательская (сберегающая) Деструктивная (настойчивость) Отстраненность, безразличие к другим людям, страх быть разрушенным другими
Рыночная (обменивающаяся) Безразличная (честность) Отстраненность от людей, поверхностность связей, легкость контактов
2.Плодотворная ориентация
Деятельная Разумная, любящая Любовь к другим и к себе, забота, уважение

2. Теории групповых процессов (теория развития группы В.Бенниса и Г.Шеппарда, трёхмерная теория интерперсонального поведения В.Шутца). Именно в психоаналитическом направлении социальной психологии зародилась практика исследования Т-групп.

В.Шутц в своей теории постулирует три фундаментальные межличностные потребности – включенность, контроль и расположение (любовь) и представляет функции лидера:

по отношению к внешней реальности:

  • установление и поддержка контактов и взаимодействие с другими группами и людьми, достаточные для того, чтобы группа не оказалась в изоляции, однако не настолько сильные, чтобы разрушить целостность группы;
  • установление и поддержка достаточного контроля над внешней реальностью;
  • установление и поддержка достаточно тесных и близких отношений с внешней реальностью (члены группы должны испытывать радость дружбы и привязанности).

по отношению к межличностным потребностям:

  • достаточная включенность (каждый должен ощущать себя частью группы)
  • достаточный контроль;
  • достаточное расположение (важно, чтобы люди относились друг другу с достаточной теплотой и состояли в близких отношениях);

По отношению к групповой области:

  • установление иерархии групповых целей и ценностей;
  • обеспечение индивидуального подхода к членам группы;
  • максимальное использование возможностей и способностей членов группы.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: