Современные психоаналитические представления о групповых процессах своими корнями восходят к социально-психологическим взглядам Зигмунда Фрейда, наиболее концентрированно выраженным в его работе 1921 года «Массовая психология и анализ человеческого Я», «Неудовлетворенность культурой».
Фрейд пишет: «Жизнь человека определяется программой принципа наслаждения, однако человек попадает во враждебных отношениях с окружающим миром (как микро-, так и макрокосмосом). Люди стремятся быть счастливыми, но страдания ожидают их с трех сторон (со стороны внешнего мира, взаимоотношений с другими и со стороны своего организма)…
Чтобы избежать несчастья, люди используют разные пути:
- уход от людей, путь в одиночество,
- в качестве членов общества переходят в наступление на природу и подчиняют ее своей воле с помощи науки и техники;
- самый грубый путь: наркотики;
- смещение либидо: сублимация первичных инстинктов: получение удовольствия от деятельности (интеллектуальной), наслаждение от искусства;
|
|
- стремление изменить мир вокруг себя;
- ориентация на любовь как центр всего мира.
Неудовлетворенность жизнь приводит к бегству в невротические заболевания. К счастью ведут многие пути, но ни один из них не приводит к цели наверняка.»
(Фрейд З. Неудовлетворенность культурой)
Итак, для психоанализа человек представляется изначально конфликтным существом в силу противоречия между его «животной природой» и антагонистическими ей социальными условиями.
Ключевые понятия ортодоксальной теории групповой динамики:
· десексуализированное либидо (сублимированная любовь) и
· идентификация с лидером группы (подобно тому, как в семье ребенок идентифицируется с родителем того же пола), что обусловливает стремление походить на него.
Основные психоаналитические теории:
1. Теории неопсихоанализа (работы Э.Фромма, Дж.Салливана), в которых признается влияние на поведение и его формирование не только внутренних (инстинктивных) факторов, но и социальных (семьи, общества).
Э.Фромм ввел понятие социального характера, который он определяет как «совокупность черт характера, общую для большинства членов данной социальной группы и возникшую в результате общих для них переживаний и общего образа жизни». Фромм утверждает, что социальный характер определяет мысли, чувства и действия индивида. Если характер человека более или менее совпадает с социальным характером, то доминантные стремления индивида побуждают его делать именно то, что необходимо и желательно в специфических социальных условиях его культуры. Теория Э.Фромма выходит также за границу психоанализа. Поздние работы философа Фрома являются уже по сути гуманистическими (например, «Искусство любить»)
|
|
Таблица 3.1. Типология социальных характеров, по Э.Фромму
Ориентации | Преобладающая тенденция характера | Виды отношений между людьми |
1. Неплодотворные | ||
Рецептивная (берущая) | Мазохистская (преданность) | Симбиоз (теряет свою независимость) |
Эксплуататорская (овладевающая) | Садистская (авторитет) | Активная форма симбиоза (стремление поглотить, подчинить другого) |
Стяжательская (сберегающая) | Деструктивная (настойчивость) | Отстраненность, безразличие к другим людям, страх быть разрушенным другими |
Рыночная (обменивающаяся) | Безразличная (честность) | Отстраненность от людей, поверхностность связей, легкость контактов |
2.Плодотворная ориентация | ||
Деятельная | Разумная, любящая | Любовь к другим и к себе, забота, уважение |
2. Теории групповых процессов (теория развития группы В.Бенниса и Г.Шеппарда, трёхмерная теория интерперсонального поведения В.Шутца). Именно в психоаналитическом направлении социальной психологии зародилась практика исследования Т-групп.
В.Шутц в своей теории постулирует три фундаментальные межличностные потребности – включенность, контроль и расположение (любовь) и представляет функции лидера:
по отношению к внешней реальности:
- установление и поддержка контактов и взаимодействие с другими группами и людьми, достаточные для того, чтобы группа не оказалась в изоляции, однако не настолько сильные, чтобы разрушить целостность группы;
- установление и поддержка достаточного контроля над внешней реальностью;
- установление и поддержка достаточно тесных и близких отношений с внешней реальностью (члены группы должны испытывать радость дружбы и привязанности).
по отношению к межличностным потребностям:
- достаточная включенность (каждый должен ощущать себя частью группы)
- достаточный контроль;
- достаточное расположение (важно, чтобы люди относились друг другу с достаточной теплотой и состояли в близких отношениях);
По отношению к групповой области:
- установление иерархии групповых целей и ценностей;
- обеспечение индивидуального подхода к членам группы;
- максимальное использование возможностей и способностей членов группы.