Государственный финансовый контроль

Тема 4. Финансовый контроль

1. Государственный финансовый контроль

2. Внутренний финансовый контроль

3. Организация службы внутреннего финансового контроля

4. Внешний аудиторский контроль в организациях

5. Обязательный аудит

Государственный финансовый контроль

Финансовый контроль занимает особое место в экономической системе, является ее важным составляю­щим звеном.

Опыт предшествующих реформ наглядно показал, что многие социально-экономические проблемы не могут быть решены без наведения должного порядка в бюджетно-фи­нансовой сфере с помощью государственного финансового контроля. В свою очередь, собственники и руководство коммерческой организацией должны обладать полной информацией о финансовом состоянии предприятия, что обусловило развитие системы внутреннего финансового контроля на предприятии.

Сегодня мы рассмот­рим основные виды финансового контроля: государст­венный, аудиторский, внутренний финансовый контроль на предприятии.

Под контролем понимается процесс, обеспечивающий функционирование хозяйствующего субъекта в соответст­вии с поставленными задачами и решениями, направлен­ными в итоге на достижение запланированного результата.

Финансовый контроль — это комплексное изучение за­конности, эффективности и достоверности осуществления хозяйственных действий на основе использования преду­смотренных законодательными актами нормативных форм отчетности и иной информации в сочетании с изучением фактического состояния объекта хозяйствования.

Государственный финансовый контроль представляет собой систему мер, направленных на обеспечение экономи­ческой обоснованности использования финансовых ресур­сов в государстве, предупреждение и выявление финансовых нарушений. Это непрерывная, объективно обусловленная деятельность специализированных организаций по выяв­лению отклонений фактически установленных показателей использования государственных финансовых ресурсов от установленных для них норм, а также в целях планиро­вания процессов социально-экономического развития.

Особое место в системе государственного финансового контроля занимает бюджетный контроль.

Бюджетный контроль — составная часть финансово- экономического контроля; он рассматривается как сово­купность мероприятий проводимых государственными органами по проверке законности целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов Российской Федера­ции, ее субъектов и местных органов самоуправления для выявления резервов увеличения доходных поступлений в бюджет и улучшения бюджетно-налоговой дисциплины.

Задачами бюджетного контроля являются:

— обеспечение правильности составления и исполнения бюджета;

— соблюдение налогового и бюджетного законодательств;

— контроль за правильностью ведения бухучета и отчет­ности;

— проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов;

— улучшение бюджетной и налоговой дисциплины;

— выявление резервов роста доходной базы бюджетов разных уровней;

— контроль за реализацией механизма межбюджет­ных отношений, формированием и распределением целе­вых бюджетных фондов, а также финансовой поддержки регионов;

— проверка обращения средств бюджета и внебюджет­ных фондов в банках и других кредитных учреждениях;

— пресечение незаконных решений по предоставлению налоговых льгот, госдотаций, субвенций, трансфертов и другой помощи отдельным категориям плательщиков или регионам;

— выявление расточительства и финансовых злоупот­реблений принятие адекватных мер наказания к виновным лицам;

— проведение профилактической информационно-разъ­яснительной работы с целью повышения бюджетно-финан­совой дисциплины.

Объектом бюджетного контроля выступают не только бюджетно-налоговая сфера и бюджетная система на всех стадиях бюджетного процесса, но и финансово-хозяйствен­ная деятельность субъектов рыночных отношений при их взаимодействии с государством. Этим и определяется роль и значение бюджетного контроля как важнейшего элемента государственного управления.

Непосредственным предметом бюджетного контроля выступает бюджет на разных этапах бюджетного процесса (составление, рассмотрение, утверждение, исполнение бюд­жета, составление и утверждение отчета о его исполнении) и его составляющие: поступление налоговых, неналоговых и других платежей отчисления в государственные внебюд­жетные фонды, целевые бюджетные фонды, государствен­ные расходы, дотации, субсидии, субвенции, трансферты, бюджетные кредиты, обмен и безвозмездная передача товарно-материальных ценностей, таможенная стоимость и т.д.

Бюджетному контролю государство придает важное зна­чение и рассматривает его как один из эффективных рыча­гов проведения рыночных преобразований в нашей стране.

В зависимости от того, кто осуществляет бюджетный контроль, различают:

— государственный бюджетный контроль, реализуемый органами государственной власти. Он обеспечивает инте­ресы государства и общества, проверяет выполнение нало­гоплательщиками обязательств перед бюджетом и целевое использование бюджетных ассигнований;

— ведомственный контроль, проводимый контрольно- ревизионными управлениями министерств и ведомств. При этом проверяется расходование бюджетных средств, выделенных по ведомственному признаку бюджетной клас­сификации, а также использование бюджетных ссуд, субси­дий, субвенций и другой финансовой помощи из бюджета;

— общественный контроль, осуществляемый неправи­тельственными организациями и учреждениями. Объект контроля зависит от поставленных перед проверяющими конкретных задач;

— независимый контроль, осуществляемый финансо­во-экономическими службами предприятий организаций и учреждений, аудиторскими фирмами и индивидуальными аудиторами. Объектом контроля выступает финансовая деятельность субъектов хозяйствования, включая уплату налогов в бюджет и налоговое планирование, использова­ние выделенных бюджетных средств;

— правовой контроль, который проводится правоохра­нительными органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерской экспертизы и т.д.;

— гражданский контроль, осуществляемый налогопла­тельщиками — физическими лицами при их налогообло­жении налоговыми органами, при составлении и подаче налоговых деклараций, а также при получении средств из бюджета (зарплаты, пенсий, стипендий, пособий).

Основные методы бюджетного контроля:

· докумен­тальная и камеральная проверка,

· экономический анализ,

· анализ исполнения доходов и расходов бюджетов всех уровней смет учреждений,

· ревизия,

· наблюдение,

· обследова­ние,

· анализ финансового состояния,

· рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйст­венной деятельности,

· заслушивание докладов,

· информации должностных лиц.

Документальная проверка проводится непосредственно на предприятии, в организации и учреждении в присутст­вии должностных лиц.

Источниками информации служат:

· первичные документы,

· регистры бухучета,

· бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая отчетность,

· сметы расходов и расчеты к ним, расчеты по налогам,

· дек­ларации и другая документация.

Изъятие документов для проверки вне предприятия (организации) запрещена зако­ном. В то же время контрольным органам предоставлено право изымать у юридических лиц документы, свидетель­ствующие о сокрытии (занижении) прибыли или сокры­тии иных объектов налогообложения, о расхищении или нецелевом использовании бюджетных средств и т.п., если имеются достаточные основания полагать, что они могут быть уничтожены, заменены, фальсифицированы и т.д.

Камеральная проверка проводится по месту нахожде­ния контрольного органа на основе перечисленных выше документов, представленных ему предприятиями, учрежде­ниями и организациями и имеющихся у субъекта контроля документов и сведений об этих проверяемых лицах.

Основ­ными ее задачами являются:

— получение, проверка и обеспечение сохранности отче­тов, смет расходов бюджетных учреждений, расчетов к ним, а также расчетов по налогам налогоплательщиков;

— прием налогоплательщиков и распорядителей бюд­жетных средств по вопросам, связанным с правильностью исчисления и уплаты в бюджет и во внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей;

— составление индивидуальных и общих (сводных) смет расходов бюджетных учреждений, соблюдение установлен­ных законодательством норм и нормативов и по другим вопросам;

— осуществление контроля за правильностью начисле­ния финансовых санкций к нарушителям бюджетно-налоговой дисциплины.

Обследование заключается в личном ознакомлении контролирующего лица на месте с отдельными сторонами финансово-хозяйственной деятельности предприятий учре­ждений и организаций. При этом не обязательно проверять первичные бухгалтерские документы, могут проводиться контрольные замеры работ, расхода топлива, электроэнер­гии, проверка скрытых объектов финансирования и нало­гообложения путем опроса, анкетирования, инспекции на месте, наблюдения и т.д.

Важный метод проведения бюджетного контроля — ана­лиз исполнения доходной и расходной частей бюджетов всех уровней смет расходов бюджетных учреждений. Его роль в управлении госфинансами и финансами субъектов хозяй­ствования, а также в регулировании социально-экономиче­ских процессов в обществе в рыночных условиях значи­тельно возрастает. При этом анализу должна подвергаться и бюджетно-налоговая система сама по себе и ее влияние на различные стороны жизни общества.

Научно обоснованное проведение всестороннего бюджет­ного анализа служит основой для выработки долгосрочной политики в Российской Федерации и позволяет использо­вать бюджет как активный инструмент государственного регулирования воспроизводственных процессов.

Ревизия представляет собой комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности предпри­ятий, учреждений, организаций, а также работы финансовых органов по составлению и исполнению бюджета.

Она осу­ществляется с помощью приемов документального и факти­ческого контроля, направлена

· на установление обоснован­ности, целесообразности и экономической эффективности совершения хозяйственных операций и выделения бюд­жетных средств;

· на соблюдение финансовой дисциплины, сохранение госсобственности, достоверность ведения учета и отчетности в целях выявления недостатков и нарушений в деятельности ревизуемого объекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: