Организационно-правовые основы финансового контроля

Контроль Определение
Государственный финансовый контроль Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате РФ» Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему Задачами Счетной палаты являются организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению
Банковский надзор (контроль) Центральный банк РФ осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства. Органами валютного контроля в РФ являются Центральный банк РФ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг (ст. 22 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»)
Государственный и муниципальный финансовый контроль, осуществляемый законодательными (представительными) органами Предварительный контроль в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете; текущий контроль в ходе рассмотрения вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, парламентских слушаний, депутатских запросов; последующий контроль в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов. Создание собственных контрольных органов (Счетная палата РФ, контрольные палаты и иные органы законодательных (представительных) органов), ст. 265—270 Бюджетного кодекса РФ
Последующий финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, путем проведения ревизий и проверок Определение правомерности, в том числе целевого характера, эффективности и экономности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности (приказ Министерства финансов от 2 мая 2007 г. «Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизий и проверок Федеральной службой финансово-бюджетного надзора»)
Надзор в сфере страховой деятельности Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 330 «О Федеральной службе страхового надзора»
Налоговый контроль Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом (ст. 82 Налогового кодекса РФ)
Негосударственный финансовый контроль Внутрихозяйственный контроль, предусматривающий контроль со стороны бухгалтерской службы, наличие в акционерных обществах ревизионных комиссий (аудиторов- ревизоров). Аудиторская деятельность, аудит — предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (ст. 1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

Важное значение имеет внутрихозяйственный контроль. Так, при утверждении учетной политики должен определяться порядок контроля за хозяйственными операциями. Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства недействительны и не должны приниматься к исполнениюФедеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Ст. 1, 6, 7..

Контроль со стороны бухгалтерской службы осуществляется на всех стадиях учета:

· на стадии рассмотрения первичных документов, поступивших главному (старшему) бухгалтеру на подпись, а также при визировании договоров, смет, приказов и других документов, связанных с расходованием денежных и материальных средств;

· в ходе учетной регистрации хозяйственных операций и инвентаризаций товарно-материальных и других ценностей;

· на стадии обобщения и анализа учетной и отчетной информации;

· в ходе проводимых совместно с другими функциональными службами ревизий и тематических проверок (обследований) в отдельных внутрихозяйственных подразделениях.

Под общественным контролем понимают контроль, осуществляемый непосредственно гражданами, а также общественными организациями и объединениями, т.е. без участия специальных государственных органов, например, в сфере образования, социального страхования и пенсионного обеспечения.

Предусмотрено расширение участия общества в управлении образованием путем создания попечительских советов, деятельность которых позволит обеспечить приток в образование дополнительных финансовых, материальных, кадровых ресурсов, их эффективное использование и общественный контроль. Федеральным законом от 16 июля 1999 г. № 65-ФЗ (ст. 4) «Об основах обязательного страхования» предусмотрено, что одним из основных принципов осуществления обязательного социального страхования является обеспечение надзора и общественного контроля.

В системе обязательного пенсионного страхования Указом Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 827 «Об общественном совете по инвестированию средств пенсионных накоплений» создан общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений, который осуществляет:

· общественный контроль деятельности субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений;

· разработку рекомендаций и проектов нормативных правовых актов, направленных на защиту законных интересов застрахованных лиц;

· создание системы гарантирования сохранности средств пенсионных накоплений и другие функции.

5.2 Организация финансового контроля

В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, выделяют государственный и негосударственный финансовый контроль. В состав последнего включают аудиторский, внутрихозяйственный и общественный контроль.

Государственный финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, а также специально созданными ими органами, с использованием специфических форм и методов его организации за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти норм права с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства.

Государственный финансовый контроль охватывает не только государственный сектор экономики, но и распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным образом путем проверки соблюдения ими налогового законодательства, выполнения государственных и муниципальных заказов, целевого использования субсидий, дотаций, бюджетных кредитов, а также эффективности предоставления и законности использования налоговых льгот.

Финансовый контроль, применяемый на практике, можно классифицировать по следующим признакам:

· регламенту осуществления: обязательный, инициативный, внешний и внутренний контроль;

· субъектам контроля: государственный (в том числе президентский, органов законодательной и представительной власти), органов местного самоуправления, финансово-кредитных органов, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый (аудиторский) контроль;

· объектам контроля: бюджетный, денежно-кредитный, налоговый, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный, валютный контроль;

· месту проведения: камеральный, выездной контроль;

· времени проведения: предварительный, текущий, последующий контроль;

· методам контроля: ревизия, проверка, обследование, надзор, мониторинг (табл. 5.2).

Таблица 5.2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: