Тема № 8: «ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ И ОТНОШЕНИЙ»
План семинарского занятия
1. Понятия: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Социальная структура личности в социологии.
2. Человек как единство социального и биологического.
3. Социализация личности, этапы и институты социализации.
4. Социальный конфликт: сущность, виды, способы разрешения.
5. Личность и общество.
2. Формы работы:
подготовка к семинарскому занятию:
изучение лекционного материала;
написание реферата, аннотации на журнальную статью;
материалы по УИРС:
Темы рефератов:
1. Социологические концепции личности: ролевая, психоаналитическая, поведенческая, диспозиционная.
2. Личность и общество.
3. Социальная взаимосвязь и социальный конфликт.
4. Социальный консенсус и возможности его достижения.
5. Соотношение биологического и социального в человеке.
6. Девиантность поведения и его основные формы.
7. Социология молодежи.
Тематика докладов:
1. Человек, индивид, личность.
2. Современная ситуация и адаптация личности.
|
|
3. Девиация и преступность в современной России.
4. Методы социального контроля в современном обществе.
3. Вопросы для самоподготовки по теме семинарского занятия:
1. Что такое социализация, ее основные этапы и их содержание?
2. Какие агенты и институты социализации вам известны?
3. Что такое «жизненный кризис», какова его природа с точки зрения социологии?
4. Что является причиной девиантного поведения?
5. Какие формы социального контроля существуют?
6. В чем сущность понятий индивид, индивидуальность, личность?
7. В чем состоит социальный статус личности?
8. Какую роль в жизни общества и личности играют процессы социализации?
4. Перечень практических умений:
Студент должен уметь:
написать реферат, изложить его в форме доклада;
написать аннотацию на научную статью из журнала;
применять полученные знания;
идентифицировать, формулировать и решать поставленные проблемы.
4.1. Знать понятия:
Человек, личность, индивид, социальное и биологическое в человеке, структура личности и психика, социализация личности, социальная адаптация, потребности поведения, девиантное поведение, социальный контроль.
5. Рекомендации по УИРС:
Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические рекомендации по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007.
Самоконтроль по тестовым заданиям.
6.1. Тесты:
1. Что понимается в социологии под термином «личность»?
А. Всякий человек с момента своего рождения;
Б. Каждый, живущий в обществе и соблюдающий его нормы;
|
|
В. Выдающийся деятель.
2. Укажите самый важный критерий, соответствующий статусу взрослого человека:
А. Самому себя обеспечивать средствами существования;
Б. Иметь свою семью;
В. Распоряжаться деньгами независимо от других.
3. Социальный конфликт – это:
А. Форма отношений между потенциальными и актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями;
Б. Борьба между индивидами, цель которой – получение выгоды, прибыли, либо благоприятного доступа к дефицитным материальным и духовным ценностям,
В. Борьба индивидов за признание личных достижений и творческих способностей со стороны общества, группы, коллектива.
4. Конформизм это:
А. Внутреннее согласие индивида с общепринятым;
Б. Внешнее согласие с общепринятым;
В. Несогласие с общепринятым;
Г. Конечная цель социального контроля
5. Одна из характеристик человека как индивидуального феномена, отражающая его социальную сущность:
А. Индивидуальность;
Б. Личность;
В. Индивид.
6. Кто из названных лиц является агентом социализации?
А. Продавец;
Б. Врач;