Мифология -весьма своеобразная система взглядов. Для нее характерны:
неспособность провести четкое различие между фантазией и реальностью,
ярко выраженный символизм,
подмена объяснения явлений, вещей и мира в целом повествованием об их происхождении,
равнодушие к противоречиям.
Мифы не отвечают на вопрос "почему?", их задача - рассказывать - "как?"
У мифологии и религии много общего:
они в фантастической форме отражают действительность, наделяют вещи и явления сверхъестественными свойствами, одухотворяют материальное и опредмечивают идеальное, во многом имеют одну и ту же питательную среду.
Таким образом, можно сказать, что мифология в определенном смысле - предтеча религии.
С развитием производства и культуры изменяются и мифологические представления человека о мире и своем месте в нем:
от хаоса окружающего мира - к его все большей организации и гармонизации,
от страха перед природой - к героической борьбе с внешними силами,
от мелких божков и духов - к верховному Богу,
|
|
от растворенности в общине - к поиску своей индивидуальности, - таков путь мифотворчества, отражающего эволюцию взглядов человечества той поры.
Мифология существовала вплоть до конца существования античного мира. Однако ее роль стала сводиться к отражению идей господствующего класса.
В эпоху античности миф широко использовался в художественной культуре, постепенно переходя из "истинного слова" в предание, легенду, аллегорию. В этой форме мифология оставила огромный след в истории человечества.
Она повлияла на формирование героического эпоса многих народов, на развитие различных форм повествовательного творчества:
сказок, былин, сказаний.
Мифологические персонажи до сих пор выступают героями художественной литературы. К примеру, образ Прометея воспели Эсхил, Гете, современный писатель Лайош Мештерхази.
Без знания древних мифов невозможно понять сюжеты многих произведений живописи и скульптуры, оперного и балетного искусства, уловить смысл многих крылатых слов и выражений, перешедших из мифов в разговорный язык.
Религиозная картина мира