Мировые образовательные тенденции, их характеристика

Основные приоритеты направления развития образования в мире:

- Воспитание толерантного отношения к иным расам, религиям, социальным устройствам и культурным традициям;

- Интернациональное воспитание (идея «общего дома»)

- Поликультурное воспитание национальных и этнических меньшинств.

Основные мировые образовательные тенденции:

1. повышение роли и значения образования в жизни общества, превращение его в реальную производительную и социально-культурную силу.

2. повсеместная ориентация большинства стран на переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех.

3. углубление межгосударственного сотрудничества в области образования.

4. распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций стран и регионов.

5. гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса, направленные на переход к гуманным, демократическим отношениям между педагогами и учащимися

6. вариативность и разноуровневость содержания образования, введение новых специальностей и специализаций, учебных дисциплин, востребованных изменившимися социально-экономическими условиями (право, основы экономики, основы психологии и педагогики и др.)

7. разработка новых образовательных стандартов, учебных планов и программ, учебно-методических комплексов по предметам

8. дифференциация сети учреждений образования, становление негосударственных образовательных учреждений, учет социального заказа на образование

9. переход вузов на двух ступенчатую подготовку специалистов, отвечающую международным требованиям.

10. модернизация учебно-материальной базы, обновление содержания образования, построение комплексов учебно-воспитательного процесса в целях обеспечения гармоничного развития личности. Основные принципы развития современной системы образования: гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многовариантность, многоуровневость, фундаментализация, информатизация, индивидуализация, непрерывность.

Гуманизация образования - это ориентация на взаимное уважение учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала.

Гуманитаризация - это ориентация содержания образования на решение главных социальных проблемы на благо и во имя человека; свобода общения с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; знание родного языка, истории и культуры; свободно владеть иностранными языками; быть экономически и юридически грамотным человеком.

Дифференциация - это ориентация образовательных учреждений на достижения учащихся или студентов при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса.

Диверсификация - это широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления.

Стандартизация - это ориентация образовательной системы на реализацию, прежде всего государственного образовательного стандарта - набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов.

Многовариантность означает создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулирование учащихся или студентов к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышления.

Многоуровневость - это организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека. Каждый уровень - это период, который имеет свои цели, сроки обучения и свои характерные особенности. Момент завершения обучения на каждом этапе является качественной завершенностью образования. Например, многоуровневая система высшего образования ориентирована на три уровня: первый уровень - общее высшее образование (2 года), второй уровень - базовое высшее образование - бакалавриат (2 года общего образования + 2 года), третий уровень - полное высшее образование - магистратура (4 года бакалавриата + 2 года магистратуры).

Фундаментализация - усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки молодого человека к современной жизнедеятельности. Особое значение придается здесь глубокому и системному освоению научно-теоретических знаний по всем дисциплинам учебного плана образовательной системы, будь то школа или вуз.

Информатизация образования связана с широким и все более массовым использованием вычислительной техники и информационных технологий в Процессе обучения человека.

Индивидуализация - это учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.

Непрерывность означает не образование, полученное раз и навсегда на всю жизнь, а процесс постоянного образования-самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе.

6. Глобальные проблемы человечества и роль образования в их решении.

Охарактеризуем глобальные проблемы человечества, которые оказывают влияние на социокультурную ситуацию в обществе и определяют значимость и роль образования в их разрешении.

Процесс развития современной цивилизации вступил в период глобальной истории и носит планетарный характер: складываются единые мировые экономические, коммуникативные системы; социальные проблемы (экологические, демографические и др.) приобретают международный характер. Выделяются следующие основные проблемы интернационального характера, масштабность и глубина которых придают им статус глобальных:

• Разрушение природной среды путем загрязнения воздуха,воды, почвы представляет серьезную угрозу среде обитания человека.

• Истощение материально-сырьевых ресурсов планеты может привести к их катастрофической нехватке уже в ближайшие десятилетия.

• Возможное удвоение народонаселения Земли в первойчетверти XXI века до предела обострит актуальную сегодня проблему продовольствия.

• Гонка вооружений и военный бюджет становятся опасными и непосильными для человечества.

• Кризис здравоохранения, обусловленный как экономическими факторами, так и социокультурными (наркомания,алкоголизм, курение, стрессы), ведет к быстрому росту количества физически и психически неполноценных людей,что создает угрозу самому генофонду человечества.

• В международных отношениях наблюдается кризис принципов современной политики, дисгармония отношений между развитыми и развивающимися странами, попытки нарушить военно-политический баланс в разных регионах мира, усиливается угроза международного терроризма.

Возникновение глобальных общественных проблем поставило человека перед выбором: продолжать жить, не задумываясь о жизни своих детей, последующих поколений, или изменить образ жизни, способ своей жизнедеятельности, характер взаимодействия с природой и социумом, стиль общения друг с другом. Поэтому важной образовательной задачей в обществе выступает развитие необходимых личностных качеств человека, его способностей понимать современные глобальные проблемы и ответственно, на научной основе их разрешать.

7. Понятие системы образования. Структура системы образования в Республике Беларусь и краткая ее характеристика.

Модернизация системы образования и воспитания базируется на следующих основных принципах, получивших правовое закрепление в Законе «Об образовании в Республике Беларусь»:

1. Приоритет общечеловеческих ценностей – воспитание человека как представителя земной цивилизации, знающего мировую историю, уважающего права, культуру и традиции других народов;

2. Национально- культурная основа – использование национальной культуры для развития национального самосознания и воспитания национальных качеств белорусов;

3. Научность – постоянное совершенствование содержания, форм и методов образования в соответствии с развитием науки;

4. Ориентация на мировой уровень образования – изучение и использование опыта различных стран, обеспечение конвертируемости дипломов белорусских учебных заведений за рубежом;

5. Гуманизм – обращение к человеку, его склонностям и интересам и др.;

6. Связь с общественной практикой – взаимодействие с производством и социокультурной действительностью;

7. Экологическая направленность – осознание учащимися совей роли и места в окружающей среде;

8. Преемственность и непрерывность – соединение дошкольного, общего среднего, профессионального и последипломного образования;

9. Единство обучения, духовного и физического воспитания – целостное развитие человека, его телесных, социальных и культурных сил;

10. Демократизм – педагогика сотрудничества, децентрализация управления;

11. Светский характер – свобода в выборе религии;

12. Поощрение таланта и образования – создание условий для раскрытия способностей людей;

13. Обязательность базового образования – установление уровня знаний необходимого для обеспечения функциональной грамотности современного гражданина.

Образование как система представляет собой развивающуюся сеть образовательных учреждений разного типа и уровня, которые обеспечивают содержание воспитания и обучения и реализуют одну или несколько образовательных программ.

Основные элементы непрерывной системы образования:

· дошкольное образование;

· общее образование (начальное, основное (базовое), среднее (полное) общее образование);

· профессиональное образование (начальное, среднее и высшее профессиональное образование);

· специальное (коррекционное) для детей с отклонениями в развитии;

· дополнительное образование;

· учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Профессиональные образовательные учреждения создаются для реализации профессиональных образовательных программ начального, базового, среднего и высшего профессионального образования.

Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. По отдельным профессиям оно может основываться на среднем (полном) общем образовании. Начальное профессиональное образование может быть получено в профессионально-технических и иных училищах.

Базовое профессиональное образование является основным видом подготовки квалифицированных рабочих и обслуживающего персонала по сложным и совмещенным профессиям широкого профиля или по группам профессий. Базовое профобразование получают в профессионально-технических учебных заведениях, лицеях и средних общеобразовательных школах с продленным (на 1-2 года) сроком обучения.

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Оно может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях - техникумах, училищах, колледжах) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Его можно получить в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях - университетах, академиях, институтах, колледжах). Лица, имеющие начальное и среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенной, ускоренной программе.

Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Для его получения созданы институты аспирантуры, докторантуры, ординатуры, адъюнктуры при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях.

Дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства в специально создаваемых учреждениях дополнительного образования - учреждениях повышения квалификации, курсах, центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, станциях юных техников, станциях юных натуралистов и др.

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их болезни, смерти, лишения родительских прав и других причин, созданы детские дома. Они решают задачи сохранения жизни и здоровья детей, их воспитания, обучения, подготовки к самостоятельной жизни и трудовой деятельности.

2. Обучение воспитание и развитие личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: