Общая характеристика процесса обучения

Обучение – это организованный процесс взаимодействия педагога и обучаемого с целью непосредственной передачи и усвоения опыта поколений, содержание которого составляет определенная система знаний, умений, навыков и отношений.

Под обучением следует понимать не процесс "передачи" готовых знаний от учителя к ученику, а широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности. Это процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которой происходит освоение человеческого опыта. Из данного определения видно, что данный процесс двусторонний.

В нем можно выделить две его основные составные части: преподавание и учение.

Преподавание – организация учебного труда обучаемых, формирование у них мотивации и опыта познавательной деятельности, планомерная и систематическая передача содержания образования.

Учение – усвоение содержания образования и опыта учебно-познавательной деятельности обучаемыми.

Структуру процесса обучения можно схематично изобразить следующим образом: ЦЕЛЬ – ПРИНЦИПЫ – СОДЕРЖАНИЕ – МЕТОДЫ – ПРИЕМЫ – СРЕДСТВА - ФОРМЫ

Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и учащийся. Принципы предназначены для определения основных направлений и способов достижения цели. Содержание – это часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям. Методы – это действия педагога и учащихся, посредством которых передается содержание. Средства как материализованные предметные способы работы с содержанием используются в единстве с методами. Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность.

Основные функции процесса обучения:

Образовательная – формирование мотивации и опыта учебно-познавательной деятельности. Освоение основ научных знаний, ценностных ориентаций и отношений.

Воспитательная – формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.

Развивающая – формирование и развитие психических процессов, свойств, и качеств личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: