Сущность воспитательного процесса

Главный результат процесса воспитания – это формирование всесторонне и гармонически развитой личности.

Воспитание – это двусторонний процесс, предполагающий как организацию и руководство, так и собственную активность личности воспитуемого.

Ведущая роль в процессе воспитания принадлежит педагогу, который разрабатывает программу воспитания, обоснованно выбирает и применяет формы, методы и приемы воспитания.

Что следует понимать под сущностью воспитательного процесса? Определить сущность предмета – это значит найти и обозначить, что есть этот предмет среди ряда других и какой признак делает этот предмет тем, что он есть (этот признак называют существенным).

Сущность, как философская категория, – это смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе в отличие от всех других вещей.

Чтобы выявить сущность процесса воспитания надо сравнить его с другим процессом, например с процессом обучения.

  ОБУЧЕНИЕ ВОСПИТАНИЕ
1. Цель Вооружение учащихся системой научных знаний о природе и обществе Формирование всесторонне и гармонически развитой личности.
2. Задачи На основе знаний выработать умения и навыки. Многообразие задач: умственное, нравственное,физическое, трудовое, эстетическое воспитание.
3. Формы Осуществляется в четких организационных формах. Многообразие форм: беседа, утренник, фестиваль и др.
4. Руководство и контроль Протекает под руководством и контролем учителя. Осуществляется под влиянием семьи, улицы, которые действуют иногда непредвиденно и не поддаются контролю.
5. Сроки Осуществляется в определенные сроки. Характеризуется большой длительностью: начиная с рождения, продолжается всю жизнь.
6. Характер протекания процессов Учащиеся воспринимают и осмысливают одно явление за другим (от простого к сложному, от близкого к далекому, от известного к неизвестному). Характерной особенностью воспитания является комплексность: все черты ребенка воспитываются почти одновременно.
7. Учет индивидуальных особенностей Индивидуальный подход в обучении – это учет познавательных возможностей учащихся. Воспитание более индивидуально.
8. Результаты Результаты можно проверить сравнительно легко и быстро (устный или письменный опрос). Результаты воспитания не поддаются такой быстрой проверке. Иногда нельзя судить только по поступкам – надо знать их мотивы. В воспитании наблюдаются противоречия, которые нельзя увидеть в обучении: - знает правило, а поступает иначе, т.к. нет привычки; - легко дают обещания и их не выполняют.

Рис. 26

Воспитание часто сопровождается самовоспитанием и перевоспитанием.

Самовоспитание – это деятельность человека с целью изменения своей личности.

Перевоспитание – это преодоление, устранение неправильно сложившихся взглядов, суждений учащихся, их отрицательных способов поведения и негативных качеств личности.

Воспитание, самовоспитание и перевоспитание тесно связаны между собой и постоянно взаимодействуют в целостном процессе формирования личности человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: