В практике психодиагностических исследований различают три уровня установления психологического диагноза:
1) симптоматический, построенный на основе математической обработки данных исследования (что может выполнять компьютер);
2) этиологический, учитывающий не только наличие определенных особенностей (симптомов), но и причины их возникновения;
Типологический, заключающийся в определении места и значения полученных данных в целостной динамической структуре личности испытуемого.
Психологический диагноз в психодиагностике качественного анализа устанавливается на основании материалов, полученных в результате экспериментального исследования психического явления, анализа специальных сведений о нем с учетом физического и психического развития испытуемого.
Психологический диагноз - это всегда выявление скрытой причины обнаружившегося неблагополучия. Областью психологического диагноза являются индивидуально-психологические различия, как в норме, так и при патологии.
|
|
Выделяют четыре основных направления в работе психодиагноста.
Осуществление диагноза деятельности, поведения, т.е. описание, анализ и характеристика особенностей поведения обследуемого.
Осуществление диагноза процессов регуляции деятельности или изучение психических процессов, благодаря которым осуществляется деятельность.
Осуществление диагноза механизмов регуляции, механизмов психических процессов, от которых зависит их протекание - диагностика систем нервных связей.
Диагностика генезиса механизмов регуляции или ответ на вопрос о том, как и в каких условиях формировалась психика данного индивида.
Деятельность понимается как направленный на определенный результат процесс.
Цель диагноза личности - не только определение источников патологии, но и зон эффективного функционирования.