Пар. 1
Общество – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Общественные отношения – многообразные связи, возникающие между социальными группами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.
Культурный универсалий – общие черты или формы культуры различных народов.
Этика – наука изучающая и анализирующая состояние нравов, прогнозирующая развитие морали
Эстетика – законы искусства, художественного творчества людей
Пар. 2
Социальный институт – совокупность лиц, занятых определенным видом деятельности и обеспечивающие в процессе этой деятельности удовлетворение определенной значимой для общества потребности.
Виды соц. институтов: 1. брака и семьи 2. политические 3. экономические 4. образования, науки и культуры 5. религии
Основные общественные потребности: 1. воспроизводство 2.безопасность и соц. Порядок 3.средство существования 4. получение знаний, социализация подрастающего поколения, подготовка кадров 5.решение духовных проблем
|
|
Особенности соц системы: 1.общество имеет слжный характер, включает множество подсистем, элементов, уровней 2.наличие в ее составе разнокачественных элементов (материальны, идеальны) 3.человек, обладающий способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности.
Культура –
Пар.3
Антропогенез – научное исследование происхождения человека
Пар.4
Мораль - Система норм, првил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личныхинтересов
Идеал – совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке
Ценности – это то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества.
Виды ценностей – правовые, политические, религиозные, художественные, профессиональные, нравственные
Совесть – способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтороль, осозновать свой долг перед другими людьми
Патриотизм – ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народу.
Гражданственность – социально-психологические и нравственные качества личности
Мировоззрение – это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает
Целостное представление о природе, обществе, человеке, неаходящее выражение в системе ценностей и идеалов ичности, социально группы, общества.
|
|
Виды мировоззрения – обыдененое – жизненный опыт 2. религиозное – религ учение 3.научное – достижение науки 4.гуманистическое – человек и человечность
Пар.5
Деятельность – активность, присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром.
Структура деятельности: 1.субъект – тот кто осущ деят 2. объект – то, на что направлена деятельность.
Потребность – переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма.
Виды потребности: 1.естественные (вражденные) 2.социальные 3.идеальные (духовные)
Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность
Мотив – побудительная причина деятельности
Действие – отдельный акт деятельности
Сознание – присущая только человеку способность воспроизводить действительность в идеальных образах
Учение – деятельность, направленная на приобретение знаний и способов действий
Труд – вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результат
Пар.6
Знание – результат познания
Познание – деятельность, направленная на получение новых знаний
Виды познания: 1.научные 2. ненаучные 3.социалные 4.самопознание
Формы чувственного познания: ощущения, восприятие, представление
Формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение
Истина – соответствие представлений или утверждений реальному положению дел.
Виды истины: относительная – ограниченное верное знание о чем-либо; абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание о сложном объекте.
Особенности научного познания: 1.стремление к объективности 2.особый язык для описания 3.специфические способы обоснования истинности полученных знаний 4.желание получить знание для настоящего и будущего поколения.
Особенности ненаучного познания:
Уровни научного познания: эмпирический, теоретический
Социальное знание – знание об относительно устойчивы и систематически воспроизводимых отношениях между народами, классами, социально-демографическими и профессиональными группами.
Пар. 7
Личность – человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности
Нравы – такие установки поведения в обществе, которые складываются внутри определенного круга людей под влиянием привычек
Обычай – неуклонное следование предписаниям, воспринятым из прошлого.
Роль – проявление человека в самых разных обстоятельствах в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от общественных условий.
Самосознание – определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой.
Социализация – процесс социального научения, для которого необходимо одобрение группы.
Самореализация – процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личноти.
Пар 8
Духовная жизнь – сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых
Виды дух деят – духовно теоретическая и духовно-практическая
Культура – все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все ее результаты
Виды культуры – материальная, духовная
Функции культуры – 1 приспособление к окр среде 2. накопления, хранения и передачи культурных ценностей 3.целеполагания и регулирования жизни общества и деятельности человека 4. социализации 5.коммуникативная функция
|
|
Пар 9
Наука – творческая деятельность, направленная на достижение ее главной цели и основного результата: получение, обоснование и систематизация новых знаний о природе, обществе, человеке
Функции науки – 1. познавательная 2.практически-действенная
Образование – целеноправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.
Функции образования – 1.экономическая 2.социальная 3.культурная
Пар 10
Мораль – особый типа регуляции поведения людей и отношений между ними на основе следования определенным нормам общения и взаимодействия
Этика - наука изучающая и анализирующая состояние нравов, прогнозирующая развитие морали
Золотое правило нравственности
Нравственные категории – понятие морали, которые носят всеобщий характер
Нормы морали – формы нравственного требования, определяющие повеление людей в различных ситуациях.
Принципы морали – формулируют в обобщенном виде базовые моральные ценности общества
Категории долга – это своеобразная точка пересечения морального сознания личности с добровольным выбором и поступком.
Смысл жизни – сложная система внутренних духовных ценностей, ради достижения которых человек учится, работает, дружит и любит, создает семью, воспитывает детей, отдает сыновний (дочерний) долг родителям.
Религия – мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественной силы.
Виды сознания – религиозное и светское
Толерантность – терпимость
Пар. 11
Искусство – форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных его видах – живописи, архитектуре, скульптуре и т. д.
Особенности искусства – 1. связан с чувствами и эмоциями 2. объективно 3. образноть
4. проявляет себя в законченных авторских произведениях
Эстетика – наука изучающая искусство
Пар. 12
Экономика – хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ
|
|
Уровень жизни – степень обеспечения населения товарами, услугами и условиями жизни, необходимы для комфортного и безопасного проживания
ВВП – суммарная стоимость всех конечных продуктов и услуг, производимы страной за год, поделенное на числ населения внутри станы
ВНП – сумма рыночных цен всех конечных товаров и услуг, создаваемых производителем данной страны в течение года как внутри так и за рубежом
Национальный доход – общий доход приносимый всеми факторами производства: трудом, землей, капиталом и т. д.
Виды собственности – акционерная, частная, государственная, кооперативная, коллективная
Главные вопросы экономики-