К концу ноября, Моцарту 35 лет 10 месяцев, здоровье Моцарта не давало уже ни какой надежды на поправление, доктора запретили ему заниматься композицией, в особенности рокового Реквиема, который отнимал у больного остаток сил; 15 ноября он закончил собственноручный список произведений, начатый им в 1784 году, когда ему было 28 лет.
Через несколько дней, окруженный заботами Констанцы, друзей и учеников своих, больной почувствовал облегчение, обмороки прекратились, и больной, все еще шатаясь, мог ходить по комнате. В это время он написал большую часть Реквиема…
(От усталости и успокаивающей музыки доцент уснул. Сон доцента – иллюстрация того, о чем будет рассказывать учительница, когда он уснул.)
(4), стр.154-157; (4е), стр.386-402): «Пользуясь одним из редких теплых осенних дней, Констанца повезла Моцарта кататься в предместье Пратер. Выйдя из кареты, они сели под старыми каштанами…
Констанца рассказывала Моцарту одну из тех детских сказок, которыми сопровождалось создание многих великих произведений гения… Вольфганг слушал молча, с тихой улыбкой…
Вдруг он схватил ее за руку и, не сводя с нее глаз, дрожащим голосом:
«Все кончено! Констанца! Слушай!
Меня отравили; да, я отравлен. Реквием, который я пишу только для себя, будет моим лучшим произведением, но и моей лебединой песней!»
( Эти же, последние, слова из сна доцент произносит во сне вслух
и, тем самым, переносит нас из Прошлого в Настоящее.)
И тут доцент, чихнув, проснулся, все обратили на него внимание, он сделал знак руками, что «Все нормально!» и сел ровно.
Учительница покачала головой, как бы говоря: «Ай-яй-яй!», улыбнулась и продолжила тему диссертации:
- Итак, (4), стр.154-157; (4е), стр.386-402): …Домашний врач нашел, что больному необходимо лечь в постель и не тревожить себя никакой работой!
Сознавая приближение смерти, Моцарт не спешил исполнить совет доктора, он продолжал проводить дни и ночи в обширном мягком кресле, держа перед собою партитуру Реквиема.
Через два дня после поездки в Пратер Моцарту стало хуже…
Голос учительницы начинал постепенно напрягаться и дрожать, всем стало заметно, что она начинает очень волноваться, доходя до финала темы...
ПОСЛЕДНИЕ ДНИ…, ЧАСЫ…
…Следующие дни больной провел большей частью в беспамятстве; когда же сознание возвращалось к нему, то окружающие старались утешить его и развлечь, рассказывая о лестных приглашениях, которые являлись отовсюду автору модной оперы «Волшебная флейта». Из Пресбурга и Амстердама получены были предложения издателей печатать сочинения Моцарта на самых выгодных условиях; из Венгрии получено приглашение на должность капельмейстера с жалованьем в 1000 флоринов.
Наконец, венский магистрат утвердил Моцарта в звании директора капеллы святого Стефана и назначил щедрое содержание.
Констанца с матерью и младшей сестрою Софиею были неразлучны с умирающим… Только по временам сознание возвращалось на несколько минут. Вечером больной обрадовался, узнав Софию, которая сменила Констанцу.
«Надеюсь, - сказал он ей, - что ты проведешь со мною ночь. Я хочу, чтобы ты была свидетельницей моей смерти…» Потом он положил перед собою часы и мысленно следил за представлением «Волшебной флейты», которая исполнялась в этот вечер в театре Шикандера.
«Сейчас кончается первое действие, - шептал он, - теперь царица ночи поет свою арию…»
Свояченица стала утешать больного, обещая свезти его через неделю в театр.
«Нет, - ответил Моцарт. – Этому не бывать! Я уже чувствую на теле прикосновение смерти. Прошу тебя не забывать Констанцы, у нее больше никого нет, кроме тебя…»
(Фото: картина «Первое исполнение Реквиема Моцарта»
(3), стр. 51 )
(Картина «оживает», перенося нас из Настоящего в Прошлое.)
В это время пришел навестить Моцарта ученик его Зюсмайер, которому он завещал окончить партитуру Реквиема. Больной попросил Софию удалиться и, взяв рукопись «лебединой песни», стал делать необходимые указания и объяснения своему молодому ученику.
В десять часов вечера доктор последний раз навестил больного…
Пробило полночь… Дыхание становилось слабее, пульс бился реже и, наконец, остановился.
Это было 5 декабря 1791 года в час пополуночи. Моцарту было 35 лет, 10 месяцев, 1 неделя и 5 часов…
(За кадром звучит «Ария Карузо» в исполнении Хулио Иглессиаса)
(4), стр.157-158; (5), стр.354-356): «Никто из близких не присутствовал при том, как останки Моцарта опустили в могилу. Биографы и романисты объясняли это тем, что в день похорон бушевала метель: густо падали то снег, то град, и непогода усиливалась с каждым часом.
Никто из покровителей, друзей и родных композитора не дошел до самого кладбища: у городских ворот все повернули обратно – и любимый ученик Моцарта Зюсмайер, и чопорный барон Свитен, и немногие оркестранты и актеры, пришедшие проститься с великим свои товарищем. Среди музыкантов был и Сальери, присутствие которого многим могло показаться странным. Через несколько лет молва обвинила его в том, что он отравил своего гениального собрата. Слухи эти держались упорно (они и послужили толчком к созданию замечательной трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери»), и причастность Сальери к гибели Моцарта до сих пор является предметом споров и обсуждений в музыковедческой литературе…
…Жена Моцарта была сама в ту пору тяжело больна и в день похорон не в силах была встать с постели. Ошеломленная горем и страхом за будущее – на руках у нее оставалось двое детей… а в доме давно уже царило полное безденежье, - он последовала совету Ван Свитена и согласилась на похороны по последнему разряду: тело Моцарта без отпевания, в простом сосновом гробу было отвезено на кладбище Святого Марка и опущено в одну из общих могил для венских бедняков.
Когда впоследствии Констанца попыталась найти место, где был похоронен ее муж, сделать это не удалось: братских могил было много, и они были безымянными; сторож, хоронивший Моцарта, сам успел умереть. А кроме него, никто не мог указать, куда были положены останки великого композитора.
Так окончилась жизнь одного из самых поразительных музыкальных гениев».
( За кадром раздается голос Салеевой:
- Чушь полная, Моцарт был богатым человеком. Ваша диссертация никуда не годится – одни эмоции и никакой теории! Я ее не принимаю!
(Звук упавшего человека и женские вскрики от испуга переносят нас