Д) Конкуренция, ее виды. Антимонопольная политика

Конкуренция - это экономическое соревнование, соперничество между участниками рынка, направленное на получение наибольшей выгоды от использования ограниченных ресурсов.

Наиболее ощутимо ее положительное воздействие на экономику проявляется, когда на рынке сталкиваются интересы множества продавцов и покупателей.

Внутриотраслевая конкуренция (между производителями однородной продукции) ведет к техническому прогрессу, снижению издержек производства и цен на товары, межотраслевая (между производителями разных видов товаров) позволяет найти сферу более прибыльного вложения капитала.

По количеству производителей и покупателей на рынке, типу продукции, возможности контролировать цену, использовать методы неценовой конкуренции, легкости вхождения в отрасль новых фирм, можно выделить рынки: 1) чистой конкуренции, 2) монополистической конкуренции, 3) олигополии, 4) чистой монополии. Последние три характеризуется как рынки несовершенной конкуренции.

На рынке чистой (или совершенной) конкуренции количество фирм, выпускающих однородную стандартизированную продукцию, столь велико, что ни одна из них не знает о рынке больше других, не может изменить рыночную цену; барьеров для вхождения в отрасль нет (рынки зерна, ценных бумаг).

Отличительные признаки рынка совершенной (или свободной) конкуренции:

  1. предлагаемая продукция взаимозаменяемая, т. е. однородна и стандартизирована (напр., зерно, фрукты, овощи, ценные бумаги);
  2. количество представленных на рынке производителей неограниченно, поэтому сокращение или увеличение производства любым из них на величину рыночной цены товара влиять не может;
  3. никто из продавцов и покупателей товара не знает о ситуации на рынке (спросе, предложения, цене) больше других;
  4. борьба между независимыми производителями за объем продаж носит ценовой характер (чтобы продать больше, следует несколько снизить цены);
  5. барьеров для входа на рынок нет: каждый желающий открыть (или закрыть) свое дело может сделать это, не испытывая препятствия со стороны других участников рынка.

Цены на продукцию конкурентного рынка устанавливаются в результате стихийного взаимодействия между спросом и предложением. Это обстоятельство ведет: к рациональному расходованию ресурсов; к активному применению достижений научно-технического прогресса; к снижению цен на товары и услуги повышению их качеству.

Совершенная конкуренция выгодна как отдельному индивиду, так и обществу в целом. Потребитель выигрывают в качестве, ассортименте и цене продукции, а общество имеет механизм, обеспечивающий эффективное расходование ограниченных ресурсов, обновление структуры экономики и технический прогресс.

Монополистической конкуренции присуще относительно большое число производителей, но не однородной, как в случай свободной конкуренции, а дифференцированной продукции, т.е. не идентичной, а похожей по своим потребительским свойствам. Каждая из фирм стремится создать свой уникальный товар чем - то отличающийся от ему подобных (конструктивным решением, дизайном, качеством обслуживания, вкусом, запахом, цветом и т.д.). Каждый из покупателей выбирает, руководствуясь своими эстетическими представлениями, материальными возможностями, пристрастиями, престижностью товара.

Каждая из фирм, производящих дифференцированную продукцию, становится своеобразным монополистом в придании уникальных особенностей своему товару, особое технологическое решение, обеспечивающее удобство в применении, хранящаяся в тайне рецептура, гарантии и условия послепродажного обслуживания, т.е. (т.е. конструктивно или технологически уникальна), Сходство с рынком чистой монополии состоит в том, что фирма может самостоятельно назначать цену на свой товар. Правда, власть над ценой не безгранична, ибо другие производят похожую продукцию.

Неценовая конкуренция - главное оружие монополистической конкуренции. Особое значение в ней приобретают реклама, патент, торговая марка.

Проникновение на рынок монополистической конкуренции беспрепятственное вхождение в отрасль (одежда, обувь, косметика), достаточно предложить товар с такими свойствами, которые заинтересует покупателя.

Монополистическая конкуренция свойственна реально существующим рынкам. Она помогает покупателю наиболее полно удовлетворить потребности, активизирует торговлю и производство.

Олигополия -такая организация конкурентного рынка, когда его значительную долю контролирует несколько фирм, поэтому она характеризуется ограниченным числом продавцов стандартизированного или дифференцированного товара как однородной продукции (сырья и полуфабрикатов - руд, металла, нефти, газа), так и дифференцированной продукции (сложная бытовая техника, автомобили).

Поскольку продукцию производят крупные предприятия, затраты на производство за счет эффекта масштаба снижаются. Однако уменьшение на рынке числа фирм делает спрос по цене на продукцию менее эластичным. Это позволяет повышать цены на нее без опасения снизить объем продаж.

Один из соперников становиться лидером в ценной политике. При тайном сговоре конкурентов возможен контроль над ценами. Изменение цены одним из конкурентов, доминирующим в производстве, определяет ценовую политику в отросли. Другие подчиняются ей. Ценовая конкуренция при этом ослабляет. Такая ситуация, называемая лидерством в ценах и характерна для олигополии. Иногда, опасаясь «войны цен», фирмы, чтобы не потерять рынок, не меняют цену товара даже тогда, когда издержки производства снизились), о называется жесткостью цен). Тогда изменения спроса на товар выражаются не в изменении цены, а в колебаниях объема продаж.

В условиях олигополии неценовые методы конкуренции - от рекламы до экономического шпионажа - оказываются более эффективными, а поэтому используются чаще.

Доступ на рынок крайне сложен т.к. требуется значительный размер начального капитала (автомобилей, сложная бытовая техника).

Чистая монополия - тип рынка, на котором уникальный продукт предлагается одной фирмой. На монопольном рынке отсутствует конкуренция: здесь есть только один производитель, предлагающий свой уникальный товар. Это позволяет продавцу-монополисту назначать произвольную цену, обеспечивающую ему максимальную прибыль. Закон спроса здесь не действует. Аппетит монополиста ограничен только долей дохода, которую ему удается вырвать из кошелька затравленного потребителя.

Монополистический рынок снижает уровень жизни (потребитель вынужден оплачивать завышенные цены сокращая другие расходы), снижает качество товаров (ограниченность предложения делает покупателя менее привередливым), снижает экономическую эффективность производства (монополии не заботятся об экономии затрат, т.к. все будет оплачено потребителем). Следовательно, нет, нужды заботится о снижении цены и о качестве товаров.

Монопольный рынок появляется в результате слияния фирм, которые предпочитают безмятежную жизнь монополиста с гарантированным доходом постоянному риску в конкурентной борьбе.

Повсеместное утверждение монопольного рынка означало бы экономическую катастрофу – искусственное взвинчивание цены обогащает монополию, но истощает потребителя; экономика приобретает застойный характер; объем производства сокращается, вызывая безработицу и падение доходов, - со всеми вытекающими социально-политическими последствиями.

Проникновение в отрасль блокировано.

Монополия вырастает из конкуренции, ведущей к концентрации производства путем:

Ø горизонтальной интеграции - слияния компаний одной сферы производства с целью занять большую долю рынка (объединение двух швейных фирм);

Ø вертикальной интеграции - соединения предприятий разных отраслей, связанных единой технологией с целью сокращения издержек производства (приобретение автомобильной компанией шинного и сталелитейного заводов);

Ø диверсификации производства - приобретения предприятий другой отрасли, не связанных между собой технологически, с целью уменьшить потери прибыли в традиционной сфере деятельности (приобретение торговой фирмой гостиницы или банком - туристического бюро).

В результате концентрации производства могут возникнуть разные организационные формы монополий:

- картели - соглашения между самостоятельными предприятиями одной отрасли о ценах, рынках сбыта, доле каждого участника в общем, объеме производства, обмене патентами и т.п.;

- синдикаты - соглашения предприятий отрасли, сохраняющих юридическую и производственную самостоятельность, объединяют свою коммерческую деятельность, создавая в этих целях единые конторы по сбыту продукции;

- тресты - они полностью объединяют и сбыт, и производство, и финансы предприятий;

- концерны - союз формально независимых предприятий, в его рамках головная фирма организует финансовый контроль за всеми участниками.

- конгломераты - одна из форм союза, объединения разнопрофильных фирм, оперирующих на разных секторах рынка, сохраняя самостоятельность входящих в него фирм.

Известны следующие виды монополии:

Естественная - когда обеспечение потребностей рынка одной компанией более эффективно, чем несколькими (обеспечение населения газом, водой и т.д.) или отражает уникальность природных богатств страны (месторождения золота, нефти, или курортные условия и т.д., или авторское право));

Государственная - возникающая на основе регулирующей деятельности государства (выдачи лицензий на добычу сырья, отдельные виды производства, осуществление некоторых экспортно-импортных операций);

Конкурентная (или рыночная) - возникшая на основе сговора, разорения или поглощения конкурентов.

Случайная - вследствие ситуации, обеспечивающей преимущество временного характера (ночной магазин).

Административная - высокая концентрация производства во многих отраслях экономики при низкой его эффективности.

Антимонопольная политика. Монополия устраняет главное экономическое достоинство конкуренции – побуждение к совершенствованию производства, и в этом – ее отрицательное воздействие на экономическое развитие общества (хотя под контролем государства отдельные ее виды могут повысить эффективность производства – например, естественная монополия).

Монополизации рынка могут противостоять следующие меры:

1. экономические (появление товаров-субиститутов, смена потребительских приоритетов, ввоз импортных товаров);

2. административные (антимонопольное законодательство, принудительная демонополизация, благоприятные условия для создания новых предприятий, мелкого, среднего и крупного бизнеса).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: