Предложение. Факторы влияющие на изменение предложения

Теперь посмотрим на рынок глазами продавца. Он представляет другую сторону рыночных отношений - предложение. Предложение товара - это количество товара, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период времени.

На предложение влияют несколько факторов: число продавцов на рынке, различия в технологических методах изготовления одноименных товаров (более технологичные изделия пользуются предпочтением потребителей) и, разумеется, цены на продаваемые продукты, товары - субституты (взаимозаменяемые товары) и другие виды изделий. Общую функцию предложения можно выразить следующей формулой:

Qs = f (P, Ps, Pc, Pres, K, T, N)

где P - цена товара;

Ps и Pc цены взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров;

Pres - цены ресурсов и факторов производства;

K - уровень технологии, т.е. способ производства товара;

T - налоги, субсидии;

N - количество продавцов данного товара.

Все эти факторы, влияющие на предложение, являются внешними, не зависящими от производителя продукции и носят объективный характер.

Главным фактором, влияющим на величину предложения товара, является цена, поскольку все продавцы стремятся продать свой товар по максимально высокой цене, чтобы получить высокую прибыль.

На этом основании можно определить характер функции предложения от цены. Она имеет следующий вид:

Qs = f (P)

где Qs - величина предложения;

P - цена товара.

Как и функция спроса, функция цены может быть представлена с помощью шкалы предложения. Предположим, на каком-то местном рынке продаются яблоки. По мере увеличения цены количество предлагаемых для продажи яблок будет возрастать. Это иллюстрируется а условном примере в таблице 2.

Шкала предложения показывает, сколько товаров продавцы готовы продать по разным ценам. Приводимые цифры раскрывают взаимосвязь цены и предложения. Эту зависимость характеризует закон предложения - чем выше при прочих равных условиях цена на товар, тем больше стремление продавцов товара предлагать его на рынке.

Таким образом, существует прямая зависимость между ценой и величиной предложения. такая зависимость отражается в восходящей траектории графика предложения.

Как и функция спроса, функция предложения может быть представлена графически. Для построения графика предложения S на оси абсцисс откладывают точки, характеризующие объем предложения, а на оси ординат - цены предложения.

Таблица 2.

Шкала предложения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: